Сознание
Сознание – многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. История человеческого сознания включает первобытное мышление с преобладанием конкретных различий и интуитивно-номинативных идентификаций и последующие периоды, составляющие смыслообразующие и ценностные каркасы определенных эпох и культур с преобладанием абстрактных различий и дескриптивно-концептуальных идентификаций.
Сознание – это непосредственный и первичный опыт человека, пронизывающий все другие виды опыта, источник и граница человеческого бытия. Способность различать характеризует психическое вообще. Сознание осуществляется с помощью идентификации, которая является исходным пунктом сравнения и классификации. Они предполагают тождество, различение – нет. Различение нельзя определить через род и видовое отличие, ибо само различие между родом и видом – это одно из различий. Различение можно сопоставить с идентификацией, ассоциацией (синтезом), сравнением и классификацией, с представлением, суждением, фантазией, воспоминанием, оценкой, сомнением, чувством и волей (иерархия ценностных ориентаций), с пространством и временем (иерархия первичных телесных ориентаций и ритмов), с этическим, эстетическим, познавательным и другими опытами (иерархия опытов) и, наконец – с иерархией указанных иерархий только на «основе» самого различения.
Сознание – соотнесенность знаний, т. е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе. Сознание как совесть – это соотнесение «знания добра и зла», т. е. их различия, со способом жизни. Сознание как единство ментальной сферы в целом – это соотнесение между собой восприятия, памяти, фантазии, суждения, предпочтения, любви и ненависти, радости и огорчения, сомнения, воли, желания, решения и других своих модусов, каждый из которых отделяет себя от других в своем специфическом формировании смыслового или ценностного коррелята.
В широком смысле проблема сознания – основная проблема философии, а понятие сознания – связующая нить всего гуманитарного знания. В узком смысле это ряд взаимосвязанных проблем, количество которых имеет тенденцию к возрастанию:
- единство сознания;
- классификация модусов сознания, их иерархия, например вопрос о первичности воли или представления;
- отношение сознание – тело;
- сознание и значение, знак и символ;
- самосознание и внутреннее восприятие, интроспекция и рефлексия;
- сознание и познание (источник достоверности, природа абстрагирования и т. д.);
- сознание и бессознательное;
- субъективность и интерсубъективность;
- сознание и предмет;
- внутренняя активность сознания (самовоздействие, темпоральность, творчество);
- сознание и искусственный интеллект;
- сознание и идеология;
- сознание и отражение;
- виды сознания;
- цели сознания;
- сознание и правосознание;
- структура сознания;
- функции сознания;
- общественное и индивидуальное сознание и др.
Различие априори – апостериори определяет как вопрос об источнике познания, так и вопрос об общей структуре разума, способного получать новое знание и быть основой справедливых социальных отношений.
Сознание рассматривается как особого рода деятельность и как средство общения: «Сознание – лишь средство взаимного общения» (Ф. Ницше); «Подобно сознанию, язык возникает из необходимости общения с другими людьми» (Ф. Энгельс). Сознание – принцип современных идеологий, функционирующих как совокупность схем, формирующих мировоззрение из исходного многообразия опыта.
Трудности проблемы сознания связаны в основном с его загадкой. Она состоит в том, что непосредственная доступность модусов (представление, суждение, сомнение, радость и т. д.) явно контрастирует с неуловимостью «субстанции». Сознание сравнивают или с Протеем, или с такими понятиями, как «эфир», «флогистон». Американский психолог Е. Толмен отметил: «Сознание имеет место там, где организм в определенный момент раздражения переходит от готовности реагировать менее дифференцированно к готовности в той же ситуации реагировать более дифференцированно… Момент этого перехода есть момент сознания». Способность различения интерпретируется как функция организма и как реакция на уже дифференцированную ситуацию, тогда как сама дифференциация не становится предметом рассмотрения.
Различение – это не образ, не знак, не предмет, но источник образа, знака, предмета (как различенного). Различение всегда сопряжено со значением образа, знака, предмета. Значение как различие определяет возможный набор знаков – носителей этого значения (сигнал с помощью цвета, жест регулировщика). Значение – это прежде всего свойство мира как иерархии различенностей, а затем уже свойство предметов, образов или знаков. Предмет становится значимым, когда он обнаруживает свои функции на границе двух или нескольких опытов и контекстов. В основе иерархии первичных различий и ориентации, определяющих многообразные отношения человека и мира, лежат следующие первичные различия: 1) различие между различением, различенностью и различенным; 2) различие между передним планом и фоном; 3) различие между нормой и аномалией; 4) различие между значением (значимостью), знаком и символом, а также между игрой и тем, что игрой не является.
Способность различать определяет способность направлять внимание, т. е. выделять и отдавать устойчивое предпочтение тому или иному различенному, а также предвосхищать, предвидеть и прогнозировать то, что может стать различенным, выделяя устойчивые переходы от определенных различений к определенным идентификациям как устойчивым тенденциям.
Первичное сознание, является базовым и, в отличие от рефлексивного сознания, присуще не только людям, но и животным.
Развитие философии и социологии сознания и теории правосознания в XXI в. позволит решить множество социальных проблем, которые сегодня решаются неудовлетворительно.
- Эволюция страховых отношений в России
- Правовой нигилизм
- Принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации
- Основные факторы, влияющие на состояние правовой грамотности и правосознания граждан
- Основы государственной политики Российской Федерации
- Воспитание
- Двадцать три шага к свободе
- Знания о праве
- Механизм назначения на должности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу