Особенности перехода ребенка из семьи в детский сад

С поступлением ребенка трех-четырехлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

И потому так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.

Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

  • в яслях – 7–10 дней;
  • детском саду в 3 года – 2–3 недели;
  • старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако есть и общие черты. Нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному
вниманию, неуверенные в себе.

Надо помнить, что до 2–3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась.

В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.

А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2–3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.

Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3–5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация, наоборот, происходит легко – у них нет сформированной привязанности к матери.

Интересно
Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы – в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение одного года и более, то это сигнал, что с ребенком не все в порядке, и нужно обратиться к специалисту.

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности. При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества.

Для того чтобы адаптация детей раннего возраста прошла успешно, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей:

  • помнить об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
  • приобщать ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
  • необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;
  • провести консультации и беседы с родителями, ознакомить с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;
  • проводить родительские собрания до поступления детей в детский сад.

В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.

Важный этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.

Формы этой работы разнообразны:

  • индивидуальные консультации; проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;
  • открытые детские праздники («Новый год», «Весна-красна», «Масленица» и т. п.);
  • знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада».

Главное на этом этапе – привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня влияет на здоровье малыша. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

  • Основные принципы работы по адаптации детей:
    • тщательный подбор педагогов в формируемую группу;
    • постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю);
    • неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой);
    • гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни);
    • сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек;
    • ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Итак, для оптимизации процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей воспитанников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)