Оптимизация перехода выпускников школ к вузовским условиям обучения

Высшие учебные заведения являются той микросредой, в которой молодой человек без необратимых негативных процессов, личностной деформации может перейти от детской несамостоятельной жизни к взрослой самостоятельной.

Педагогические коллективы вузов, будучи озабоченными проблемой адаптации первокурсников, разрабатывают целые системы, помогающие вчерашним школьникам выполнять новые требования к учебной работе.

Выпускники школ с первых дней пребывания в вузе окунаются в совсем другую, не знакомую им учебную обстановку.

Для решения задачи успешной адаптации вчерашних школьников к новым условиям необходимо определить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения.

Можно назвать следующие самые значительные проблемы первых месяцев обучения:

  • заметно возросший объем учебной нагрузки;
  • сложность усвоения новых учебных дисциплин;
  • необходимость установления межличностных отношений с товарищами по учебе;
  • выстраивание новой системы отношений с преподавателями.

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие встреченные ими трудности:

  • отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива, с его взаимной помощью и моральной поддержкой;
  • неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов;
  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, учитывать свои индивидуальные особенности познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школьных. В средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появятся значительные отставания от программы обучения.

В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза: сплошные лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем, не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать.

В результате нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе в первом семестре, появляется уверенность в возможности все наверстать и освоить перед сессией, создается беспечное отношения к учебе.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Возникает необходимость организации адаптации вчерашних школьников к вузовским условиям обучения.

Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость определенных изменений.

Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними.

Категория адаптации относится к числу наиболее общих понятий, определяющих связь живого организма со средой. Существует много определений феномена адаптации.

В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.

Социальная адаптация представляет собой процесс интегрирования индивида в социальную группу, предполагающий принятие им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований.

В современной социологии и психологии понятие адаптации рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой.

По мнению Ж.Г. Сенокосова, «сущность адаптации – приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями среды (объекта адаптации). При нарушении стабильности (перемещении субъекта в другую среду, другие условия или при изменении самой среды) наступает рассогласование взаимодействия субъекта и объекта в системе, что приводит к функциональному расстройству, потере целостности.

В результате возникает адаптивная ситуация, когда система (ее отдельные элементы) стремится к восстановлению нарушенного равновесия.

Такая ситуация характерна для всех видов адаптации человека, понимаемой как активный, целенаправленный процесс разрешения противоречий, возникающих при взаимодействии его с новой природной и социальной средой».

Исследователи различают три формы адаптации студентовпервокурсников к условиям вуза:

  • адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;
  • общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
  • дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Д.В. Колесов для построения модели стадиальности адаптационного процесса выделил следующие стадии:

  • уравновешивание – установление равновесия между средой и индивидом с проявлением взаимной терпимости к системе ценностей и стереотипам поведения;
  • севдоадаптация – сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям;
  • приноравливание – признание и принятие основных ценностей новой среды;
  • уподобление – психическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентаций, установок.

Предложенная модель является достаточно условной, при этом описанные стадии могут накладываться друг на друга, выступать одномоментно или взаимозаменяться.

Е.В. Осипчукова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:

  • начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
  • стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
  • аккомодация, т. е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;
  • ассимиляция, т. е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.
В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности – адаптированность как результат, итог процесса адаптации.

Достижение определенного уровня адаптированности зависит от того, какие стратегии адаптивного поведения выбирает человек в ситуации взаимодействия с окружающей средой и как эти стратегии сочетаются между собой.

Н.Н. Мельникова называет следующие стратегии адаптивного поведения:

  • активное изменение среды;
  • активное изменение себя;
  • уход из среды и поиск новой;
  • уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир;
  • пассивная репрезентация себя;
  • пассивное подчинение условиям среды;
  • пассивное выжидание внешних изменений;
  • пассивное ожидание внутренних изменений.

Существуют исследования, показывающие, что наибольший адаптивный эффект, отражающий высокий уровень адаптированности, дает сочетание стратегий, направленных на активное и одновременное изменение себя и окружающей среды.

К умеренному результату адаптации приводит внешнее приспособление субъекта обучения к образовательной среде, не вызывающее внутриличностных изменений, а также две альтернативные модели поведения: уход из среды или же выжидание внешних и внутриличностных изменений.

Исследователи констатируют наличие многофакторной детерминированности процесса адаптации и то, что на разных этапах обучения он определяется структурной перестройкой психологических факторов, его обусловливающих.

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т. д. Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза.

Обеспечение эффективной адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной среде явилось той целью, которая определила содержание соответствующих педагогических задач.

Работа в этом направлении позволяет выделить систему последовательных и взаимосвязанных шагов:

  • информирование студентов о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления;
  • формирование у студентов стремления к оптимальной адаптации, перестройке поведения, совершенствованию своей личности в соответствии с новыми вузовскими требованиями, т. е. активизация самовоспитания;
  • помощь студентам в организации самовоспитания.

Одной из эффективных форм управления адаптационным процессом является кураторство. От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы.

Успех деятельности куратора группы первого курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптацией первокурсников к учебному заведению.

Куратору необходимо главное внимание уделять активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста.

Представляется также необходимым развитие познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов – основной формы работы куратора.

Авторы многих исследований показывают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны.

Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.

Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива.

Каждый куратор должен уметь использовать удобные и легкие в обработке методики диагностики, обеспечивающие глубокое и всестороннее проникновение во внутреннюю структуру группы. Кроме того, для интенсификации адаптации студентов к условиям нового учебного заведения важное значение имеет интенсивность дружеских связей в группе.

Поэтому в целях стимулирования процессов микрогрупповой дифференциации необходима организация коллективных форм совместного досуга (выставки, театры, турпоходы и т. д.), содержащего помимо всего прочего психологические игры и упражнения, ориентированные на создание благоприятного психологического климата в группе и духовное развитие личности.

Таким образом, проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из актуальных проблем, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы.

Современная система профессионального образования призвана не только передавать специальные знания, но и обеспечивать будущего специалиста как представителя и носителя определенной культуры, характеризующейся совокупностью знаний, умений, а также определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной жизненной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента.

Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель – создавать для этого необходимые условия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)