Дидактика Коменского Я.А.

Все воспитание Коменский предложил построить сообразно общим законам, существующим в природе. Эту идею он возвел в общий принцип обучения – «природосообразность».

Такую концепцию, по замыслу педагога, следует реализовывать в школе – «мастерской гуманности». Мысль новатора была устремлена к созданию такого учебного заведения, к выработке таких методов обучения, программ и учебников, которые открывали возможность образования для всех.

Интересно
Коменский сделал краткую, но весьма значимую характеристику образования: оно для всех, за исключением тех, «кому Бог отказал в разуме»; обучать тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым; образование должно быть «легким и мягким», без принуждения, суровости и побоев; должно быть истинным и основательным.

Воспитание и обучение детей, отметил Коменский, необходимо начинать в раннем детстве, образование закончить до наступления зрелости. Он по-новому подошел к вопросам организации учебной работы. В современных школах учитель занимался с каждым учеником отдельно, не было в настоящем смысле слова классов и уроков.

Ученики поступали в школу в любое время года. Коменский требовал, чтобы учащиеся поступали в школу одновременно, в установленный срок.

Школьное обучение должно протекать на протяжении строго очерченного учебного года. Никого, отметил он, не следует принимать после начала учебного года и не отпускать до его окончания. Прием в школу, по мнению педагога-демократа, проводится раз в год осенью.

Все ученики должны одновременно переходить по окончании учебного года в следующий класс. Коменский обосновал необходимость каникул, установил школьную неделю с определенным количеством учебных часов, ввел в школьную практику урок и коллективную работу учащихся под руководством учителя. Он стал основоположником классно-урочной системы обучения.

Реализация мыслей Коменского была возможна лишь в разумно организованном образовании. Он впервые в средневековой истории Чехии создал стройную систему образовательных учреждений.

Исходя из своей пансофической идеи и в соответствии с принципом природосообразности, Коменский предложил следующую систему школ:

  1. Детство – материнская школа (до 6 лет).
  2. Отрочество – элементарная школа на родном языке (от 6 до 12 лет).
  3. Юность – латинская школа на латинском языке (от 12 до 18 лет).
  4. Возмужалость – академия и путешествия (от 18 до 24 лет) Материнская школа должна быть в каждом доме. Школа род- ного языка – в каждой общине, каждом селении, местечке. Латинская школа (гимназия) – в каждом городе. Академия – в каждом царстве или каждой более значительной провинции.

Свои взгляды на обучение и воспитание Коменский изложил в ряде обстоятельных работ. Одна из них – «Информаторий материнской школы, т.е. правдивое и ясное сообщение, как благочестивые родители сами с помощью нянь, бабок и иных своих помощников должны разумно и честно во славу Божию, себе в утеху и своим детям ко спасению и управлять и вести дражайшее свое сокровище, дитяток своих милых, в первоначальном их возрасте». Первый вариант сочинения с таким пространным заголовком был закончен в 1632 году.

Работа начинается эпиграфом Цицерона: «Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества». В сочинении 12 глав, раскрывающих разные стороны деятельности материнской школы.

В предисловии Коменский обозначил три важнейших положения: дети как драгоценные сокровища, даруемые Богом; цели «корабля воспитания»; юношество, нуждающееся в хорошем воспитании, без которого оно погибнет.

Целую главу Коменский посвятил значимости детей в жизни семьи и общества, ссылаясь на Новый Завет и сопоставляя ребёнка с драгоценными металлами.

Раздел стал настоящей одой в прозе, посвящённой малолетним созданиям. Дети являются бесценным сокровищем, семенем Божьим, наследием от Господа, и поэтому относиться к ним следует с величайшей заботливостью. Ссылаясь на апостола Марка, чешский педагог указал на величайшее удовольствие и наслаждение принимать детей в свои объятия, как любимых маленьких братьев и сестёр, ласкать их, целовать и благословлять.

Ни в коем случае нельзя соблазнять детей, ибо горе будет тому, кто «соблазнит одного из малых сих» (Матфей). В будущем, по Коменскому, дети – это обитатели мира и благодетели вселенной, наместники Бога, избранный народ, спутники ангелов, судьи дьяволов, наследники небес во все века.

Дети есть бесценное благо в глазах Бога, и такими же они должны быть и для родителей. Юные обитатели мира ещё невинны и не осквернены никаким преступным делом, не умеют различать добра от зла, правой руки от левой.

Дети, по утверждению педагога-демократа, есть чистейшее дорого купленное владение Христа, за которыми остаётся право на приобретение спасения и царства небесного. Они должны быть «первенцами Богу и Агнцу, не осквернёнными женщинами», ими надо руководить посредством святого воспитания.

Интересно
Господь обнимает детей с величайшей любовью потому, что они являются особенным орудием божественной славы. Из уст младенцев Бог совершил «хвалу врагов, чтобы разрушить врага и мстителя». Через детей, как утверждал Коменский, возрастает слава божия, но это ещё недостаточно постигается разумом взрослых.

При взаимном восьмиразовом сравнении «даров божьих» автор отдал предпочтение детям. Для родителей они должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни. Всё это предметы неодушевлённые и есть не что иное, как немного обработанный и очищенный попираемый ногами прах, а дети – «живые образы живого Бога».

Золото и серебро есть вещи внешние, произведённые одним словом повеления божия, а дети – это создания, учреждённые особым советом святейшей троицы. Золото и серебро, как писал чешский педагог, вещи, рождённые земным прахом, ненадёжные и скоро проходящие, не охраняемые ангелами, переходящие от одного к другому, не защищающие от божьего гнева, не способствующие развитию ума.

Дети по сравнению с драгоценными металлами есть творение человеческой сущности, неотъемлемое достояние родителей, бессмертное наследие бессмертного царства, существа, охраняемые ангелами, несущие благословение, защитники от божьего гнева, зеркало скромности, приветливости, добра, согласия, маленькие учителя, о которых должны заботиться взрослые.

Требование Коменского учиться у детей содержало в зародыше идею изучения возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка в ходе педагогического процесса, поскольку «учиться у детей» невозможно, не используя их природу и пристально не вглядываясь в её специфику.

По мнению педагога-демократа, Бог создаёт детей, делая их как бы своими помощниками, но нуждающимися в воспитании. В деминистифицированном прочтении идея воспитания как помощи Бога означает по Коменскому, что ребёнок не должен рассматриваться родителями как игрушка, служить им развлечением.

Воспитание – ответственное и серьёзное дело, оно не только право, но и необходимая обязанность родителей. Человек – это божественное создание, предназначенное для высоких целей, чтобы своими добродетелями как можно более соответствовать Богу, образ которого он носит. Душа, которую вдохновил Бог, «должна остаться в Боге, подняться к Богу».

Интересно
Религиозное обрамление мысли о специфике человека в отличие от любого другого живого существа не может скрыть её рационального зерна. Для чешского педагога человек универсален. Он рождается с потенциальными возможностями достигнуть любых внешних совершенств, в терминологии Коменского – «богоподобия».

Автор, ссылаясь на Новый Завет, отметил, что Бог возложил на родителей обязанность с величайшей старательностью внедрять в нежный детский ум необходимость познания Всевышнего и страха божия; говорить и напоминать об этом детям дома, при гулянии, отправлении ко сну, при утреннем пробуждении.

Однако зачастую родители были не способны воспитывать детей вследствие занятости служебными или семейными делами, другие относились к этому с пренебрежением.

По мудрому и спасительному решению, как отметил Коменский, было установлено, что в каждом государстве образование и воспитание юношества вместе с правом наказания необходимо поручить мудрым, благочестивым и почтенным мужам.

Со временем это стало меняться, и учеников начали доверять людям глупым, совершенно чуждым благочестия и мудрости божьей, ослабевшим от безделья, низким, подававшим дурной пример, продававшим себя за деньги в качестве учителей и наставников.

Поэтому родители не должны откладывать воспитание своих детей до обучения их в школе негодными учителями и недобросовестными служителями церкви. Отцы и матери, по мнению пе- дагога-демократа, сами должны изучать способы обращения со своими сокровищами в соответствии с их способностями.

Под руководством родителей дети будут «возрастать в мудрости и любви у Бога и людей». В первом шестилетии у них надо воспитывать благочестие, добрые нравы, любовь к наукам.

По теории Коменского забота о ребёнке начинается с того момента, когда мать заметит свою беременность, «а Бог, творец всего, начал в её утробе творить ребёнка».

Женщина должна усиленно предаваться благочестию, обращаясь с ежедневными горячими молитвами к Богу, чтобы он дал ей возможность произвести на свет здорового и развитого ребёнка. Будущие матери обязаны заботиться о себе, дабы не навредить плоду, соблюдать при этом воздержание и умеренность, не изнурять себя несвоевременным постом, очищениями, кровопусканиями и прочими действиями, так как подрыв здоровья может ослабить и даже погубить утробного младенца.

Беременные женщины, писал Коменский, не должны сильно поскальзываться, спотыкаться, на что-либо наталкиваться и ударяться. Им следует даже ступать осторожно, чтобы не «повредить во чреве слабого ребёнка». Беременная женщина не должна ослаблять себя излишним сном, вялостью и бездельем.

При выполнении любых работ ей следует быть бодрой, отличаться быстротой и весёлостью. Ей надо строго воздерживаться от всяких волнений, не предаваться внезапному страху, не слишком сердиться, не мучиться, не терзаться и т.п.

В противном случае может родиться раздражительный, беспокойный и печальный ребёнок. Не исключён и худший исход, отметил Коменский, когда вследствие внезапного страха и чрез- мерной раздражительности может родиться ребёнок со слабым здоровьем или даже мёртвый.

Важным этапом семейного воспитания, считал чешский педагог, является вскармливание ребёнка. Особенно следует обратить внимание на то, чтобы мать сама кормила своего младенца и не прекращала того питания, «которым она начала кормить своё дитя в своей утробе».

Это указание Коменского было актуальным в то время, так как существовал обычай поручать кормление младенцев грудью нанятых женщин. Дети с чужим молоком, отметил он, впитывают и чужие нравы, а не нравы своих родителей. Тело и здоровье, душа и нравственность зависят от кормилицы.

Если она страдает какой-либо явной или скрытой болезнью, то и ребёнок будет склонным к ней. От раздражительной, лживой, распутной кормилицы так же, как и от грязнули и пьяницы не следует ждать ничего хорошего. Семена всех этих пороков, отметил Коменский, ребёнок будет всасывать с их молоком.

В подтверждение своих слов педагог-демократ привёл исторические примеры: Калигула – это дикий зверь в человеческом виде, так как его кормилицей была злая и безбожная женщина, кормившая в младенчестве грудью смазанной кровью; Цезарь Тиберий предавался пьянству потому, что его кормилица сама была любительницей вина, пьяницей и приучала ребёнка к супу с вином.

«Итак, во-первых, я заявляю, что жестокое

отчуждение детей от их матерей и питание и

х чужим молоком кормилиц прежде всего

противно Богу и природе; во-вторых, вредно

для детей, в-третьих, гибельно для самих

матерей; в-четвёртых, совершенно не

заслуживает уважения и достойно

сильнейшего порицания».

Позже вместе с молоком, писал чешский педагог, детей необходимо приучать к другой пище, начиная с более близкой и естественной. Она должна быть мягкой, сладкой и легко перевариваемой. Давать ребёнку лекарства только в исключительных случаях потому, что они являются препятствием для естественного пищеварения и, следовательно, мешают росту.

Лекарства и пища, по Коменскому, противоположны друг другу. Пища даёт телу кровь и жизненные соки, увеличивая их, а лекарство противодействует этому, удаляя и изгоняя и то и другое. Кроме того, злоупотребление лекарствами входит в привычку, и они теряют свою силу, не давая никаких положительных последствий.

Дети, привыкшие к лекарствам в нежном возрасте, никогда не достигают полного развития сил и крепкого здоровья, они слабы, «становятся больными, бледными, слабосильными, страдают нарывами, ускоряют свой конец и преждевременно умирают».

Обращаясь к родителям, Коменский призывал их не давать детям без надобности «лекарства как яда», точно так же, как блюда горячие и острые, чрезмерно солёные и переперчённые.

После окончания грудного вскармливания педагог-демократ рекомендовал кормить детей (в умеренном количестве) хлебом, маслом, кашами, овощами, давать лёгкие фруктовые напитки и воду. При этом родители должны заботиться об их умеренном сне и частых играх.

Основа жизни – постоянное движение. Чем больше ребёнок что-либо делает, бегает, играет, тем лучше он спит, нормально работает его желудок, тем быстрее он растёт, становится сильнее физически и духовно. Родителям следует беспокоиться о безопасности во время игр, привлекать кормилиц и нянек для охраны здоровья детей. Движение, подчёркивал Коменский, создаёт весёлое настроение, а это уже «половина здоровья».

У младенца оно поднимается движением в колыбели, манипуляцией рук и пением матери, щёлканьем трещотки, а также поцелуями, объятиями, прогулками в саду на руках у взрослых. На втором и последующих годах жизни настроение ребёнка повышается от совместной игры с няней, «беганье в разные стороны, преследования, слушания музыки и каким угодно приятным зрелищам, рисование и т.д.».

Ни в коем случае нельзя отказывать ребёнку в том, что ему хочется и приятно. Если это воздействует на зрение, слух, другие органы чувств и у ребёнка проявляется интерес, то будет укрепляться тело и дух.

На конкретных примерах Коменский показал, как на основе принципа природосообразности следует упражнять детей в понимании вещей. На втором и третьем году жизни они начинают понимать, что взрослые называют водой, огнём, холодом, ветром, различать домашних животных, узнавать фрукты и овощи, называть части своего тела.

Детским познаниям способствуют отец, мать, нянька, показывающие и называющие предметы и предлагающие называть их воспитуемым. Созерцание того, что естественно для детей, автор «Материнской школы» назвал оптикой и советовал им смотреть на умеренный свет, особенно на зелёный.

Он рекомендовал родителям не разрешать детям пристально глазеть на слишком яркий свет и блеск, притупляющие остроту зрения и ослабляющие его.

Упражняясь в оптике, 2- и 3-летним детям надо предлагать рассматривание цветных предметов, показывать красоты небесного свода, деревьев, цветов, украшать малышей цветными бусами, одевать в красивые одежды.

На четвёртом году жизни и позже следует расширять их область зрения, выводя из дома в огород, сад, в поле, к реке; рассматривать с ними мельничные колёса, животных и всё окружение. Дети любят созерцать картины на стенах, рисунки в книгах.

В условиях домашней обстановки, указывал педагог-демократ, следует знакомить будущих школьников с основами геометрии и арифметики, астрономии и географии, с первыми познаниями из области политики и экономики, истории. Начала астрономии дети получают, глядя в небо и устанавливая различия между солнцем, луной и звёздами; наблюдают восход и заход солнца и луны, её полный и серповидный вид.

На шестом году жизни дошкольникам объясняют о коротких зимних днях и длинных ночах, о продолжительности летних дней и коротких ночах. Познание основ истории и хронологии Коменский рекомендовал начинать со знакомства детей с религиозными праздниками: Рождеством Христовым, Пасхой, Св. Троицей.

Родители должны рассказывать детям о минувшем и наблюдать, чтобы детская память собирала только доброе и полезное «для достижения добродетели и страха божия». Под экономическими познаниями чешский педагог подразумевал понимание детьми управления домашним хозяйством, функции отца и матери.

Знание экономики, считал он, предполагает приучение детей к бережливости, умению различать будничную и праздничную одежду, не пачкать и не рвать её.

В познаниях домашнего хозяйства полезны игры с различными предметами: деревянными и оловянными лошадками, коровами, овечками, а также со столами, стульями, горшками, кружками и кастрюлям. Они будут служить не только для игры, но и для содействия пониманию вещей.

Автор «Материнской школы» подробно раскрыл содержание нравственных качеств с религиозных позиций. Так, благочестие должно отвечать трём требованиям: во всех делах искать божественное начало; относиться к Богу со страхом, любовью и послушанием; наслаждаться миром, радостью и утешениями.

Специальные благочестивые упражнения дадут возможность шестилетнему ребёнку знать, что Бог существует, взирая на всех; тем, кто его почитает, дарует пищу, питьё, одежду; строптивых и безнравственных наказывает смертью; его следует бояться и любить как отца; исполнять всё то, что он повелел; добрых и честных он примет на небо и пр.

Такая теория Коменского была обусловлена его религиозным мировоззрением. Имея епископский сан, он проповедовал вечное существование души, считая земную жизнь подготовкой к загробной.

Что касается нравов и добрых качеств, то родители, по мнению чешского педагога, должны воспитывать в детях следующие положительные качества:

  • умеренность в приёме пищи и питья, не допускающей переедания;
  • опрятность при еде, в одежде, гигиене своего тела;
  • почтительность к старшим с уважением к их действиям, словам и взглядам;
  • предупредительность, предусматривающую немедленное выполнение желаний старших;
  • правдивость, исключающую всякую ложь, даже в шутке;
  • справедливость, означающую исключение всякого посягательства на чужое;
  • благотворительность, предполагающую щедрость и исключение скупости и завистливости;
  • трудолюбие, избегающее ленивый досуг;
  • воздержанность при разговоре и молчании, во время молитвы и вербального общения других;
  • терпение, означающее умение с раннего возраста обуздывать свои страсти;
  • деликатность (гуманность) и готовность служить старшим, с умелым использованием изящных манер;
  • достоинство в поведении со сдержанностью и скромностью, без легкомыслия и грубости.

В материнской школе, как полагал Коменский, необходимо приучать детей к деятельной жизни и постоянным занятиям. Уже на втором и третьем году жизни у них начинают развиваться механические навыки. Дети играют с чем-либо, переливают воду, переносят предметы с места на место, поднимают, кладут и ставят, свёртывают и развёртывают, сгибают и распрямляют и пр.

Для их удовлетворения родителям необходимо иметь различные игрушки: домики и мельницы, коляски и салазки, деревянные ножи и мечи, плуги и др. Дети четырёх-шести лет охотно строят домики из глины, дерева и камней, проявляя дар строительства.

Поэтому данный возрастной период должен быть насыщен ручным трудом и разнообразными строительными работами.

В жизни каждой семьи, имеющей детей, наступает ответственный момент – начало их обучения в школе. По мнению педагога-просветителя, родители должны отдавать ребёнка обдуманно, предварительно подготовив его к учебным занятиям.

Неразумно поступают те отцы и матери, которые без всякой подготовки ведут своих детей в школу, «точно телят на бойню или скотину в стадо; пусть потом школьный учитель мучится с ними, терзает их как хочет».

Безумны родители и прислуга, неосторожно болтающие о строгости учителей и школьных наказаниях, о прекращении всяких детских игр. Такие люди делают из учителя пугало, а из школы – застенок. В детях развивается одичание, отчаяние и рабский страх по отношению к родителям и учителям.

Для устранения негативного отношения к школе Коменский дал несколько советов родителям. Во-первых, ободрять детей перед первым посещением учебного заведения, говоря им, что они пойдут туда вместе с другими детьми и будут не только учиться, но и играть.

Отец или мать могут пообещать ребёнку красивую одежду, изящную шляпу, красивую дощечку для письма, книжку, а иногда и показать то, что уже приготовлено для ребёнка ко дню отправления в школу. Во-вторых, разъяснять детям о пользе школьного обучения, т.к. только грамотные становятся сенаторами, докторами, священниками, другими выдающимися, славными, богатыми и мудрыми людьми.

Необходимо заранее познакомить детей с тем, что им предстоит делать в школе. Надо дать им мел, доску, и пусть они чертят линии, рисуют всё, что желают: крестики, кружочки, звёздочки, деревья, лошадей и пр.

Главное не точность и красота исполнения, а удовольствие, получаемое детьми. В-третьих, внедрять детям любовь и доверие к будущим преподавателям, используя различные педагогические приёмы. Иногда надо любовно упоминать об учителе, называя его дядей по отцу или матери, крёстным отцом, соседом.

Можно, вообще расхваливая учёность и мудрость преподавателя, его любезность и доброту, подчеркнуть, что он человек выдающийся, много знает, ласков к детям и их любит. Для предварительного знакомства ребёнка с учителем родители могут отправить его (можно и со служанкой) с подарком к будущему наставнику.

Он ласково поговорит с дошкольником, покажет книжку, рисунки, музыкальный инструмент и др. Учитель может подарить дощечку для письма, флакончик чернил, мелкую монету, угостить фруктами. Эти издержки родители должны возместить заранее или после вручения подарков их ребёнку.

После всех предварительных мер, принятых родителями, ребёнок будет относиться к школе и учителю бодро и с расположением, «делать успех с радостью».

В «Пансофии» чешский педагог четко обозначил обязанности родителей и детей. Отец с матерью должны сообща следить за воспитанием, цель которого в том, чтобы подрастающие дети научились быть полезными Богу, ближним к себе, но больше всего Богу.

Следует, отметил Коменский, приучать детей к семи важнейшим качествам:

  1. К трудолюбию, не допуская праздности, но заставляя детей с малых лет что-либо делать, сперва играючи, но с серьезной пользой.
  2. К терпению и правильному поведению, наказывая их за проступки и «не допуская ропота».
  3. К благочестию, чтобы они в юности научились чтить Бога.
  4. К какому-либо искусству, которым позднее они могли бы прокормиться и послужить обществу.
  5. К деловитости и энергии при ведении дел и исполнении поручений.
  6. К простоте в пище, одежде и т.д., удерживая их таким образом от лени, уныния, дерзости.
  7. К искренности, непосредственности и целомудрию, чтобы они научились «избегать тьмы» и все делать открыто. Обязанности благородных детей, писал Коменский, слушаться своих родителей с полуслова, не допускать недовольства и ропота, а тем более упрямства и своеволия, чтобы не раздражать родителей и не быть позором для них.

Таким образом, чешский педагог-демократ впервые довольно подробно описал особенности семейного воспитания, начав рассмотрение сложной проблемы с поведения беременной женщины до поступления ребёнка в школу.

Являясь тонким психологом, проникшим в миры детских переживаний и возможностей, главную задачу семейного воспитания Коменский видел в развитии органов чувств детей раннего возраста, обогащении круга представлений об окружающей жизни, в развитии речи и перво- начальных ручных умений.

«Материнская школа» Коменского стала первым в мире специальным руководством по воспитанию детей дошкольного возраста. Глубина мысли, логика изложения, природосообразный подход и аргументированность создали стройную педагогическую систему, не утратившую актуальности и в XXI веке.

Другую книгу под названием «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus») чешский педагог предлагал дать в руки детей дошкольного возраста в семье и на первых шагах обучения в школе.

По своему содержанию она представляла своеобразную «энциклопедию видимого мира». «Мир в картинках» начинается так называемой «живой азбукой», или «символическим алфавитом».

В нем даются изображения птиц и насекомых, диких и домашних животных. По названию издаваемых ими звуков запоминаются буквы (утка крякает – Кk, сова угукает – Uu и т.п.). На следующих страницах говорится о Боге как о «всесовершенном и всеблаженном» существе с «духовной и единой» сущностью. Он отличается могуществом, благостью, мудростью, единым и неисчерпаемым источником.

Бог, по характеристике Коменского, есть творец мира, его правитель и хранитель. На 150 рисунках дается изображение и описание предметов и явлений неодушевленной и одушевленной природы. С особой внимательностью и любовью автор останавливается на изображении и описании человеческой деятельности.

На первом плане идут простейшие виды деятельности: садоводство, полеводство и животноводство, а в конце такие сложные виды деятельности, как наука и искусство.

Насыщая свой «Мир в картинках» конкретным содержанием о том, что доступно внешним органам чувств, Коменский не склонен рассматривать свою работу в качестве последней книги для образования, называя ее «преддверием школы интеллектуальной».

В самой книге педагог выходит за пределы только чувственного опыта и вводит ряд отвлеченных понятий, например, моральные качества, справедливость, гуманность, или понятия науки, государства и т.п. При их описании Коменский прибегает к символическим или аллегорическим изображениям.

Однако Коменский пошел еще дальше. Он ввел в содержание «Мира чувственных вещей» и такие понятия метафизического, идиалистического порядка, которые уже никак не могут быть отнесены к реальному миру: Бог, душа и ряд понятий из области различных религиозных исповеданий.

Так, при описании человека автор отметил, что первым человеком был Адам, сотворенный Богом на шестой день по своему подобию из глыбы земли.

Интересно
Ева – первая женщина, созданная из ребра мужа. Соблазненные дьяволом, они вкусили запретный плод и были осуждены на страдания и смерть, изгнаны из рая. В комментариях к одной из картин Коменский описал союз мужчины и женщины.

Он отметил: «Брак установлен Богом в раю для взаимной помощи и продолжения человеческого рода». Автор знакомит детей с понятием «религия», с четырьмя «главнейшими вероучениями»: язычеством, иудейством, христианством, магометанством.

Последнее, по мысли Коменского, создано воинственным человеком. Магометанство представляет собой новую религию, смешанную из иудейства, христианства и язычества. «Мир в картинках» завершается описательными картинками «Провидение божье» и «Последний суд», где автор отметил:

«Ибо придет последний день, и призовет

всех к суду. Благочестивые (справедливые)

войдут в вечную жизнь. Нечистивые и

осужденные низвергнуты будут вместе

с дьяволами в геену на вечные муки».

Второй ступенью образования, предложенной Коменским, была школа родного языка – «Schola vernacular». Ей посвящена глава 29 «Великой дидактики». Школа предназначена для всех детей обоего пола независимо от сословной принадлежности.

В учебный план входили родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, чтения Священного Писания. Обучение в школе строится на основе наглядного ознакомления с самими вещами и ведется только на родном языке.

Школа, как отметил педагог-демократ, должна заботиться о национальном языке, связывающем воедино всех представителей народа, и обучать «искусно им владеть».

Коменский аргументировал основания для открытия школ родного языка:

  • стремление к общему образованию для всех детей, «кто родился человеком»;
  • овладение родным языком;
  • формирование скромности, согласия, готовности к взаимным услугам;
  • раскрытие природных задатков детей;
  • поиск путей развития языков всех народов, «чтобы всякое дыхание все более и более хвалило Господа»;
  • подготовка к изучению латинского языка.

Специальный параграф чешский педагог посвятил «пределам» и цели школы родного языка.

Каждый ученик, писал он, должен научиться тому, без чего нельзя обойтись в жизни, а именно:

  • уметь легко читать все напечатанное и написанное на родном языке;
  • писать красиво, быстро, правильно;
  • считать цифрами и на счетах, «смотря по надобности»;
  • все измерять правильно всеми способами (длину, ширину, расстояние и др.);
  • петь все распространенные мелодии, а более способных обучать началам «художественной музыки»;
  • выучить наизусть большую часть псалмов и духовных гимнов для воспевания «во благости в сердцах своих Бога»;
  • тщательным образом знать историю и наиболее выдающиеся тексты Священного Писания;
  • усвоить правила нравственности, основанные на положительных примерах;
  • знать политическое и экономическое положение для понимания происходящего ежедневно на глазах детей дома и в городе;
  • иметь понятие об истории сотворения, падения и искупления мира, управляемого «мудростью Божией»;
  • изучить основы космографии, включающей небо, океан, моря, реки, города и др.;
  • ознакомиться со всеми более общими ремесленными приемами.

Что касается иностранных языков, то их изучение Коменский рекомендовал начинать в возрасте 10-12 лет. Лучше всего это делать в промежутке между школой родного языка и гимназией. Для этого учеников следует направлять в ту среду, где общение ведется на языке, которым желают овладеть.

Усвоение его, отметил педагог, ведется путем чтения на новом языке, переписывания, запоминания уже ранее известного материала из книг родной школы и «проведение за- имствованных оттуда письменных и устных упражнений».

Реализация таких широких целей и задач, отметил Коменский, позволит всем желающим или успешно учиться в латинской школе, или заниматься земледелием, торговлей и ремеслами. Выпускники школы родного языка будут способны все понимать и обсуждать на священных собраниях, при чтении книг, добротно выполнять порученные дела.

Реализацию намеченного чешский педагог планировал путем использования конкретных средств – классов и книг. Все ученики в течение 6 лет должны проучиться в шести классах.

Занимающиеся, насколько возможно, должны обучаться в отдельных помещениях, чтобы не мешать друг другу. Для каждого класса, писал Коменский, предназначаются особые книги, содержание которых касается научного, нравственного и религиозного образования.

«Необходимо, чтобы эти книги исчерпали

весь родной язык, т.е. все названия вещей,

которые по своему возрасту способны

усвоить дети, и, главное, наиболее

употребительные обороты речи».

В школе родного языка должно быть шесть книг, различающихся не столько по содержанию, сколько по форме. Все они, отметил Коменский, будут трактовать обо всем, но отличаться постепенным углублением знаний. Содержание книг строится по принципу от более общего, известного и легкого к частному, менее известному, более трудному. Следует учитывать возрастные особенности и детские способности.

Дети по своей природе склонны к приятному, шутливому и игривому и не расположены к серьезному и суровому. Книги следует украшать заголовками, дабы привлечь внимание учеников. Красота обложки и заглавий должны «изящно выражать все содержание».

Заимствовать красоту и привлекательность можно из сада, с которым педагог-гуманист сравнивал школу. Почему бы книжку для первого класса не назвать фиалковой грядкой, для второго – розовым кустом, книгу для третьего класса – парком и т.п.?

Книги, писал Коменский, следует преподавать легким методом.

Он заключается в следующем:

  • школьным занятиям ежедневно уделяется по 4 часа (2 – до полудня, 2 – пополудни), а остальное время ученики могут заниматься домашними делами или «приличным» отдыхом;
  • в утренние часы учитель прочитает и повторит урок для всех, разъяснит непонятное, а затем предложит ученикам зачитать изложенное, повторить устно прочитанное;
  • в послеобеденные часы ученики занимаются повторением путем переписывания из книг и соревновательности (кто скорей запомнит, повторит, изящнее перепишет, пропоет, сосчитает и т.д.).

Чешский педагог советовал переписывать печатные книги собственной рукой ученика. Это будет способствовать правильному запоминанию, навыку писать красиво, быстро и правильно. Написанное станет наглядным доказательством для родителейуспехов детей.

Требования к ученикам Коменский не только провозглашал, но и сам их разрабатывал. Ряд книг он написал в Лешно, но они не были напечатаны, т.к. автору не удалось открыть школы родного языка для чешского народа. Рукописи учебников погибли во время пожара.

Их названия Коменский перечислил в изданном позднее собрании дидактических трудов. Учебники назывались «Violazium» («Клумба фиалок»), «Rosarium» («Розовый сад») и т.п. Книжке для третьего класса автор дал весьма пространное название:

«Сад юношества, стремящегося к знаниям

и мудрости, где имеется все прекрасное,

достойное знания и веры, существующее

на небе, на земле и в области человеческих

искусств, представляемое детскому взору

в привлекательном виде».

Оглавление книги для пятого класса тоже содержит ключевое слово и аннотацию: «Духовный бальзам для христианского юношества, где показывается…».

В пропаганде школы родного языка проявилась близость Коменского к народу, его демократизм, воспитанный в нем традициями общины чешских братьев.

Борьба за новую школу имела огромное прогрессивное значение. Сначала, писал педагог-демократ, родной язык, затем тот, который употребителен вместо родного языка – язык соседей. Нельзя учить иностранный язык, не усвоив родной. В противном случае получится, что отец сначала вздумал учить сына ездить верхом, а ребенок еще не умел ходить.

После окончания школы родного языка, обязательной для всех детей, Коменский предложил латинскую школу (гимназию) для обучения наиболее способных юношей.

Учебное заведение должно быть в каждом крупном городе. В учебный план гимна- зии педагог-гуманист ввел наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию. Он изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Цель латинской школы – «исчерпать всю энциклопедию наук» и познать четыре языка.

Из гимназии, по мнению Коменского, должны выйти специалисты – знатоки грамматики, арифметики, физики, геометрии, географии и истории, диалектики и ораторского искусства, астрономии и хронологии, а моралисты, музыканты, богословы.

Путь к овладению этими специальностями лежит через прохождение шести специальных классов: первый – грамматический, второй – физический, третий – математический, четвертый – моральный, пятый – диалектический, шестой – риторический.

В «Очерке латинской школы» автор аргументировал последовательность обучения в специализированных классах. Грамматику он считал ключом ко всем наукам, т.к. она дает знание всех вещей. «Как невозможно, чтобы родила девушка, не забеременев, так невозможно разумно говорить о вещах тому, кому не дано заранее знания вещей».

Коменский ставит вопрос: «Почему учение о нравственности идет после преподавания физики?». И дает ответ: «Эта часть философии доставляет большое удовольствие». Физика, пишет Коменский, способна привлекать и задерживать наше внимание. К ней мы чувствуем большое почтение.

«Ум подготовляется и развивается для того, чтобы с пользой слушать этику». Математический класс следует за физическим, т.к. легкое и верное познание едва ли можно достигнуть без естествознания. После физики, математики и этики, отметил чешский педагог, следует заняться диалектикой.

В этом классе уделяется внимание разногласиям ученых по ряду проблем. Может быть изложено происхождение и состояние вопроса, тезис и антитезис, верные или вероятные аргументы и др.

«Самое искусство делать умозаключение,

исследовать неизвестное, разъяснять темное,

ограничивать общее, защищать истину,

опровергать ложное, приводить в порядок

запутанное будет сжато при помощи примеров,

т.е. кратким и действенным путем».

Обучение в гимназии, по Коменскому, следует заканчивать риторским классом. В нем необходимо упражнять учащихся в произношении слов, развитии речи, в заучивании кратких народных изречений и др.

Изучив самые ясные правила красноречия, познав всевозможные вещи и имея достаточный запас слов, фраз, пословиц, изречений, историй и др., ученики будут иметь значительную языковую подготовку. Они способны обсуждать особенности истины и разнообразие вещей, «направляясь в сады человеческой добродетели и в рай божественной мудрости».

Особым был взгляд чешского педагога на познание истории. Он рекомендовал ее изучение разделить по всем классам, но так, чтобы история не увеличивала труд учеников, а облегчала бы его и являлась отдыхом («приправой») для более серьезных занятий.

Для каждого класса Коменский предложил разработать книгу по истории особой тематики. Так, в первом классе – это сокращенная библейская история, во втором – история естествознания, в третьем – история искусств (о разных изобретениях), в четвертом – история морали с выдающимися примерами, в пятом классе – история религиозных обрядов народов, в шестом – история всеобщая, т.е. всего мира и главнейших народов, но преимущественно история своего отечества. Режим занятий, по мысли педагога-гуманиста, должен быть разумным.

Два утренних часа после молитвы посвящать той науке или искусству, от которых называется класс. Первый час после полудня занимать историей, второй час – «упражнения в стиле», упражнения голоса, рук сообразно с тем, что требует материал каждого класса.

Латинские школы были существовавшим повсюду типом учебного заведения. Для них под влиянием друзей и покровителей Коменский и создал большинство учебников.

В них он пытался осуществить свой основной принцип, гласивший, что изучение языка должно идти рука об руку с ознакомлением с теми вещами, которые обозначаются словами языка.

Педагог-новатор разработал целый комплект учебников латинского языка: «Преддверие», «Открытая дверь языков», «Зал латинизма», «Школа-игра». Кроме них, составил учебники по географии, геометрии, физике, космографии. Еще при жизни автора книги снискали ему мировую славу.

Эффективность образования и воспитания во всех школах, считал Коменский, зависит от учителя. Это, прежде всего, на- ставник, умелый в обучении всех людей всему, что способствует совершенствованию человеческой природы. Такое возможно при соблюдении трех вещей: быть таким же, каким должен видеть других, владеть искусством обучения, быть «ревнителем своего дела» (владеть словом, уметь, хотеть).

Воспитатели, подчеркнул чешский педагог, должны быть избранными людьми:

  • благочестивыми, до конца преданными Богу и полагающимися на его помощь;
  • достойными, совершенно беспорочными в глазах людей;
  • серьезными, все делающими с благожелательной страстью;
  • усердными, никогда не тяготящимися своими обязанностями и не стыдящимися их;
  • неустанными в труде и благоразумными.

Четвертая ступень образовательной лестницы – академия, где завершаются все науки и все высшие предметы образования.

Академия, писал Коменский, – для одаренных выпускников латинской школы. В ней обучаются «избранные умы, цвет человечества». Их отбор следует производить при окончании гимназии путем публичных испытаний способностей. Склонных к глубоким познаниям направлять в академию, а остальных – к плугу, ремеслам, торговле, учитывая их природные задатки.

Одни люди, отметил чешский педагог, по своим врожденным дарованиям являются музыкантами, поэтами, ораторами, физиками, а другие – более склонны к богословию, медицине, юриспруденции. Игнорируя природные склонности при наборе в четвертую ступень образования, мы потом «из каждого чурбана хотим сделать гения».

Академиям, писал Коменский, следует воспитывать только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, проводящих время в бездействии и расточающих отцовское имущество.

В очерке «Академия» педагог-новатор дал совет по привле- чению ученых к обучению студентов. Это могут быть филологи, философы, богословы, медики и др. Изучать труды ученых, отметил Коменский, надо не дословным чтением, а путем отдельно взятых изречений и красивых выражений, но при помощи «систематических сводок основного содержания».

Так следует постигать Цицерона, Ливия, Платона, Аристотеля, Иеронима и др. Извлечения из авторов, по мысли чешского педагога, могли бы принести особенную пользу. Во-первых, у кого нет времени читать все подряд, приобретут общее понятие о всех авторах.

Во-вторых, тому, кто желает подробней познакомиться с творчеством конкретного ученого, будет легче сделать более основательный выбор. В-третьих, для тех, кому необходимо прочитать работы авторов целиком, эти извлечения послужат прекрасным пособием для получения наибольшей пользы от чтения.

Интересно
Общие обзоры авторов, по мнению Коменского, могли бы издаваться отдельно для бедных и для тех, кто не может прочитать больше тома. Что касается проведения академических занятий, то было бы полезно установить общие собеседования. Они проводятся после выступления профессора и домашней подготовки студентов.

Собеседование проходит на общем собрании, где делаются высказывания, проводятся дискуссии по конкретному вопросу. Профессор, как председатель собеседования, должен разрешать спорные предметы обсуждения. Отдельная рекомендация Коменского посвящена награждению лучших, т.к. к общественным почетным должностям надо допускать только достойных. Это будет достигнуто при общем признании и свидетельствах всех, а не чьего-то личного мнения.

Один раз в год, по мнению педагога-гуманиста, низшие школы должны посещать специальные смотрители, а академии – королевские или государственные депутаты. Проверяющие тщательно расследуют старания учащихся в деле образования.

Проявившие особую старательность получают докторское или магистерское звание. Во избежание обмана при получении степени Коменский рекомендовал проведение открытых ответов на вопросы. Одни (или несколько кандидатов) становятся посредине зала.

Ученые и другие более подготовленные люди предлагают вопросы для выяснения успехов соискателей в теории и на практике.

Они, уточнил педагог-гуманист, могут быть разные: по тексту Священного Писания, по праву, по Гиппократу и др. Кандидаты должны ответить, где написано то или иное выражение, каково отношение к нему, есть ли критические замечания других авторов, как надо разрешать противоречия и др. В области практики Коменский советовал:

«Надо настойчиво предлагать кандидату

самые разнообразные вопросы, пока не

станет ясным, что он может судить о

вещах разумно и с полным основанием и т.п.».

В каждой стране, по мнению педагога-демократа, должны быть школа школ, или дидактическая коллегия. Если ее нет, то, по крайней мере, пусть эта мысль хранится в духовном единении ученых, посвятивших себя «распространению славы Божией».

Объединенные усилия ученых должны быть направлены все более и более на раскрытие основ наук, «очищать свет мудрости и распространять его с наилучшим успехом», чтобы новыми полезными изобретениями улучшать положение людей.

Интересно
Чешского педагога-новатора Я.А. Коменского по праву можно считать основоположником христианской православной педагогики. Такое умозаключение основано на ряде признаков. Во-пер- вых, Коменский был религиозным человеком. Община чешских братьев избирала его священником, проповедником, епископом.

Одно время он даже исполнял обязанности председателя Синода. Во-вторых, вся его деятельность была направлена на борьбу с католицизмом, оплотом реакции, мракобесия и инквизиции; на защиту гуманного христианского православия. В-третьих, религиозная идеология Коменского пронизывала все опубликованные им работы, посвященные народному образованию.

Цель и задачи образования и воспитания формулировались с упоминанием Бога и божественных законов. В учебные планы Коменский включал изучение Священного Писания, чтение псалмов, исполнение духовных гимнов, познание религиозных обрядов различных народов.

Христианская педагогика Коменского послужила основа- тельным фундаментом для создания светской педагогики, которой пользуются во многих странах цивилизованного мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)