Уровень процедуры и техники исследования

Систематизация методов психологии, построение их классификации, позволяющей вобрать все виды используемых процедур и техник исследования, раз­работка требований к созданию методик того или иного типа составляют основное содержание методо­логических исследований данного уровня.

Мы рас­смотрим несколько классификаций методов психо­логии, предложенных разными авторами.

В 40—50-х гг. получила широкую известность классификация методов психологии, предложенная С. Л. Рубинштейном (1946). С. Л. Рубинштейн вы­делил наблюдение и эксперимент.

Наблюдение подраз­делялось на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблюде­ние), эксперимент — на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный ме­тод — физиологический эксперимент в основной модификации (метод условных рефлексов).

Кроме того, С. Л. Рубинштейн выделил приемы изучения продук­тов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже) и анкету.

В тогдашних условиях в эту классификацию не могли быть и не были включены многие методы психологии, например тесты и проективные методы.

В. Н. Дружи­нин писал, что «родственно-идеологические связи пси­хологии с философией лишили ее теоретических мето­дов, аналогичная близость с педагогикой и физиоло­гией вознаградилась включением методов этих наук в психологический перечень».

Другая известная в нашей психологии классифи­кация методов психологического исследования была предложена в конце 1960-х гг. Б. Г. Ананьевым (1996). Ананьев проанализировал классификацию, предло­женную болгарским психологом Г. Д. Пирьовым.

Классификация Г. Д. Пирьова включала наблюде­ние (объективное непосредственное и опосредован­ное, субъективное непосредственное и опосредо­ванное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, пси­хологическую характеристику, вспомогательные ме­тоды (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические подходы (гене­тический, сравнительный и др.). Каждый из этих ме­тодов подразделяется на ряд других.

Например, на­блюдение (опосредованное) делится на анкеты, во­просники, изучение продуктов деятельности и др. Б. Г. Ананьев подверг критике предложенную класси­фикацию и предложил взамен свою.

Все методы он разделил: 1) на организационные (4-й и 5-й уровни, выделенные нами выше); 2) эмпирические; 3) спосо­бы обработки данных и 4) интерпретационные.

К организационным методам Ананьев отнес срав­нительный, лонгитюдный и комплексный. Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лаборатор­ный, полевой, естественный и др.), психодиагности­ческий метод, анализ процессов и продуктов деятель­ности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод.

В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описа­ния. Наконец, четвертую группу составили генетиче­ский (фило – и онтогенетический) и структурные мето­ды (классификация, типологизация и др.).

В данную классификацию вошли многие методы, не включен­ные С. Л. Рубинштейном в его типологию, кроме того, в ней не осталось методов, неспецифичных для психологии.

В. Н. Дружинин отмечал, что Ананьев подробно проанализировал каждую из групп методов, но при этом осталось много нерешенных вопро­сов: «…почему моделирование оказалось эмпириче­ским методом? Чем практические методы отличают­ся от полевого эксперимента или инструментального наблюдения?

Почему группа интерпретационных ме­тодов отделена от организационных? Разве генетиче­ская интерпретация не предполагает особый способ организации исследования (“близнецовый метод” и др.)?

Важно отметить, что здесь не обозначены тео­ретические методы психологического исследования, но вместе с тем выделен класс методов, “промежу­точный” по статусу между эмпирическими и теорети­ческими, а именно — методы представления, обра­ботки и (добавим) интерпретации данных эмпириче­ского исследования».

Взамен рассмотренных выше В. Н. Дружининым была предложена трехмерная классификация мето­дов психологического исследования, на которой мы остановимся подробнее.

В качестве исходной модели В. Н. Дружинин ис­пользовал систему из трех оснований для классифи­кации, каждое из которых может быть представлено как бинарная оппозиция.

Первое отношение — это субъект — объект. На полюсах шкалы мы получим:

1) исследование, в котором максимально выражено об­щение между испытуемым и исследователем, и

2) ис­следование, в котором такое взаимодействие отсутству­ет (пример второго случая — интроспективное иссле­дование, в котором, по словам В. Н. Дружинина, «…исследователь расщепляется на эго и альтер – эго: субъекта действующего и субъекта рефлексирую­щего».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)