Управленческий лидер
Многие авторы считают, что, независимо от того, к какому типу лидер относится, он по своему статусу является формальным руководителем, это – управленческий лидер. В некоторых источниках наряду с понятием «управленческий лидер» используется понятие «лидер организации или команды».
Управленческий лидер – это индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества (рисунок).
Как менеджер управленческий лидер реализует законные полномочия и использует статусную власть для организации работы своих подчиненных и решения командных и организационных проблем. Основные его компетенции сводятся к определению, структурированию, контролю, принуждению, поощрению и наказанию.
Выступая в роли лидера, этот человек использует свои личностные качества и черты для личного влияния на подчиненных. Как лидер он имеет силу личного влияния на подчиненных и реализует личный авторитет.
К компетенциям лидера можно отнести побуждение, увлечение, убеждение, мотивирование, объединение. Но этот вариант будет эффективным при одном условии – совпадении позиций формального руководителя и инструментального лидера.
Совпадение с эмоциональным лидером в некоторых случаях может привести к проявлению отрицательного эффекта. Эмоциональный лидер должен принадлежать обязательно к социальной группе, идентифицировать себя с ней, составлять единое целое, инструментальный лидер должен поддерживать с ним хорошие взаимоотношения. А это приведет к тому, что руководитель устанавливает тесные взаимоотношения со всей командой, общаясь с эмоциональным лидером.
Управленческий лидер – это идеальный тип руководителя, так как он позволяет более эффективно управлять командой и реализовать стратегические цели.
Совмещение компетенций менеджера и лидера является залогом эффективного функционирования команды и организации в целом в силу следующих причин:
- лидер может выработать эффективную стратегию развития команды и организации в жестких конкурентных условиях и объединить усилия, направленные на достижение поставленных целей. Это становится возможным благодаря авторитету, определенной идеологии и миссии, сформулированных главой организации;
- благодаря своей способности лидер может увлечь идеей окружающих и воодушевить их на деятельность, такие люди могут осуществить изменения в организации;
- лидер более эффективно решает сложные проблемы в условиях ограниченности ресурсов, оптимально использует кадровый потенциал, в первую очередь мотивационный потенциал работников.
Существуют метафорические типы руководителей, интегрирующих в себе черты формального и неформального лидера. Эти типы можно перенести и на управленческого лидера:
- «отец» – проявляет значительную повседневную заботу о своих подчиненных, поэтому он любим и уважаем работниками. Лидер обладает большим жизненным и профессиональным опытом, наделен правом самолично поощрять и наказывать персонал;
- «свой человек» – пользуется огромным доверием у подчиненных и считается «первым среди равных». Он является эмоциональным лидером, сглаживает конфликты, снимает психологическое напряжение и сочувствует;
- «сухарь» – пунктуален и педантичен, вследствие чего подчиненные недолюбливают его и считают надзирателем;
- «бюрократ» – консервативен во взглядах, технократичен и авторитарен. Он сторонник всего законного в организации, поэтому в своей деятельности опирается на нормативы и правила. В коллективе удерживает позиции лидера до тех пор, пока находится на руководящем посту.
В управленческой литературе отражены разработанные концепции управленческого лидерства. Результаты наиболее полного исследования этого феномена нашли отражение в «Концепции эффективности управленческого лидерства» Е.С. Яхонтовой.
Автор предполагает наличие у лидера особых личностных качеств и использование привычных моделей поведения. Личность такого лидера, по мнению Е.С. Яхонтовой, формируется на пересечении индивидуальных, групповых и общеорганизационных целей.
Управленческий лидер способен повышать эффективность групповой деятельности за счет развития партнерских отношений с отдельными работниками и их группами.
Выделяют несколько моделей управленческого лидерства.
Первая модель – «сбились с пути» – характеризуется невысокой результативностью деятельности команды или организации из-за рассогласования между стратегией развития и организационной структурой, распределением прав и обязанностей, ролей и функций и т. д. при единстве понимания цели и приложении максимальных усилий для ее достижения. В организации имеется некая идея, которая сплачивает ключевых сотрудников и позволяет достичь единства понимания цели деятельности.
Вторая модель – «неэффективное управленческое лидерство» – характеризуется иррациональным использованием имеющегося организационного потенциала. В компании отсутствует сформулированная миссия, коммуникации неэффективны. Как правило, управленческое лидерство отсутствует, а руководители высшего и среднего звена выполняют только рутинную работу, стараясь избежать проявления своих лидерских качеств и инициативы.
Третья модель – «вопреки обстоятельствам» – характеризуется конечной результативностью организационной деятельности, хотя персонал работает в экстремальных условиях. Работники самостоятельно компенсируют недостатки управления и отсутствие взаимопонимания в вопросах выбора направления деятельности по реализации стратегических и тактических задач. Повысить эффективность деятельности организации возможно посредством развития лидерского потенциала руководителей всех уровней управления.
Высшая степень эффективности управленческого лидерства сводится к достижению синергического эффекта организационной деятельности. Этот эффект достигается при хорошей организованности системы, когда сумма свойств социально-экономической системы превышает сумму свойств отдельных ее компонентов («два плюс два равняется пяти»).
Лидер ставит цели и ведет за собой, поддерживает, вселяет уверенность и вдохновляет в сложных ситуациях. Его психологически признают и доверяют, а он, в свою очередь, объединяет людей в коллективе и поддерживает групповое единство.
Поэтому основными составляющими эффективного лидерства выступают: коммуникации по схеме «лидер – последователи»; доверие, основанное на его авторитете; гибкость управления на основе предвосхищения проблем; разработка общезначимых целей.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу