Уголовная политика России в области противодействия коррупции и проблемы еѐ совершенствования

В целом, выделяют два направления уголовно-правовой политики: правотворчество и правоприменение. Давайте рассмотрим проблемы правотворчества в области противодействия коррупции. В Уголовном кодексе РФ крайне много «сырых» норм, которые не выполняют задачу противодействия коррупции. Достаточно вспомнить составы статьи 291.1 УК РФ – посредничество во взяточничестве. Она сформулирована так, что посредничество во взяточничестве до 25 тысяч рублей декриминализовано.

Попытки квалифицировать посредничество во взяточничестве на сумму, не превышающую 25000 рублей, через ст. 33 УК РФ – как соучастие в даче взятки, получении взятки или в мелком взяточничестве – успехом не увенчались.

«Претензии» к ст. 291.1 УК РФ сводятся ещё и к тому, что санкции за данное преступление меньше, чем за дачу или получение взятки. Например, по ч. 3 ст. 290 УК РФ получение взятки за незаконные действия влечет наказание до 8 лет лишения свободы; по ч. 3 ст. 291 УК РФ за дачу взятки за заведомо незаконные действия — до 8 лет лишения свободы. А вот по части 2 ст. 291.1 УК РФ посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий влечет наказание лишь до 7 лет лишения свободы.

Интересно
Подобные «привилегии» для посредников во взяточничестве с точки зрения противодействия коррупции недопустимы. Думается, было бы верным уравнять санкции за аналогичные деяния при даче, получении взятки и при посредничестве во взяточничестве. Кроме того, было бы справедливым установить уголовную ответственность и за посредничество во взяточничестве в «незначительном» размере.

Обращает на себя внимание несоответствие санкций части 5 ст. 291.1 УК РФ и ч. 1 ст. 291.1 УК РФ: Не вполне понятно, почему максимальная санкция за простое обещание посредничества строже самого посредничества во взяточничестве в значительном размере. То есть не ясно, почему подготовительные действия наказываются строже самого деяния. Кроме того, о приготовлении к посредничеству по части 1 ст. 291.1 УК РФ вообще говорить не приходится: уголовная ответственность наступает только за приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению.

Если мы обсудим правоприменительное направление уголовной политики России в области противодействия коррупции, то можно отметить лояльность многих приговоров по делам о взяточничестве (судьи, желая, чтобы их приговор «устоял» при рассмотрении жалоб в суде вышестоящей инстанции и проявляя принцип гуманизма, зачастую назначают по статьям 291, 290 УК РФ минимально возможные наказания, что не всегда соответствует соображениям восстановления социальной справедливости).

Иногда те, кто призван бороться с коррупцией, сам оказывается коррумпированным человеком. Иными словами, надо бороться с коррупцией в правоохранительных органах. Сложно выявлять некоторые коррупционные преступления в связи с их латентностью.

Например, статьей 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» предусмотрены составы преступлений небольшой тяжести. В ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано, что проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления.

Значит, например, оперативный эксперимент для выявления мелкого взяточничества провести нельзя. Улучшению ситуации с правоприменительной практикой в части пресечения, расследования преступлений коррупционной направленности будет способствовать совершенствование правовой подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Представляется, что кардинально ситуация с увеличением эффективности противодействия коррупции изменится при условии проведения общесоциальной политики, направленной на повышение правовой культуры граждан (например, бытовая коррупция не должна восприниматься как нечто само собой разумеющееся).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)