Теория капитализма по Веберу

М. Вебер, как и В. Зомбарт, исследовал капитализм прежде всего как социокультурный феномен, именно поэтому сравнение их подходов к изучению капитализма может послужить основой для понимания методологических особенностей взглядов Вебера.

Основным для Вебера стал вопрос о способе функционирования «современного» общества и экономики и — главное — о способе социального взаимодействия индивидов, принимающих участие в хозяйственной жизни общества.

И Вебер, и Зомбарт считали западноевропейский капитализм вершиной эволюции человечества, «завершающим этапом прогресса». Однако он представлял для них не только самую совершенную производственную систему, но и особый образ жизнедеятельности с соответствующей специфической мотивацией.

«Совершенно очевидно, — подчеркивал Вебер, — что специфический современный капитализм в значительной степени связан с развитием техники и созданными ею новыми возможностями…

Однако техническое применение научного знания, которое стало решающим фактором в преобразовании жизненного уклада народных масс, возникло благодаря тому, что определенные начинания получали на Западе экономическое поощрение. Это было тесно связано со своеобразием социального устройства западного общества».

Зомбарт исходил из представления о существовании одного-единственного капитализма, в развитом виде являвшегося исключительно особенностью экономической эволюции западной цивилизации.

Интересно
Речь идет, разумеется, об основной отличительной черте «современного» общества — о наличии промышленности, о промышленном капитализме. Другой важный аспект — ориентация Зомбарта на рационализм в объяснении генезиса и динамики капитализма.

Свои симпатии он отдает человеку, который руководствуется принципами (экономического) рационализма. По его мнению, причина развития капиталистических отношений, становления нового строя заключалась именно в развитии рационализма, расчета, разума.

Разум для Зомбарта — это «рациональный характер орудий и средств обмена», прежде всего развитие бухгалтерского дела.

Вебер в своем анализе капитализма пошел значительно дальше Зомбарта. Он на базе теории социального действия сформировал основы для принципиально иного взгляда на генезис и динамику капитализма. «Капиталистическим, — пишет М. Вебер, — мы будем называть такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования обмена, т. е. мирного (формально) приобретательства.

Там, где существует рациональное стремление к капиталистической прибыли, там соответствующая деятельность ориентирована на учет капитала (Kapitalrechnung). Решающим для всех. типов приобретательства является учет капитала в денежной форме, будь то в виде современной бухгалтерской отчетности, будь то в форме самого примитивного и поверхностного подсчета.

Для определения понятия важно лишь то, что хозяйственная деятельность действительно ориентирована на сопоставление дохода и издержек в денежном выражении, как бы примитивно это ни совершалось.

В этом смысле “капитализм” и “капиталистические” предприятия с достаточно рациональным учетом движения капитала существовали во всех культурных странах земного шара — насколько мы можем судить по сохранившимся источникам их хозяйственной жизни: в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, в средиземноморских государствах древности, средних веков и нового времени».

Капитализм, по М. Веберу, — это прежде всего сфера социально-экономической деятельности, основанная на ожидании прибыли, занимающая господствующее положение в системе социальных взаимодействий в определенную эпоху.

Он считает, что одним из наиболее влиятельных факторов, определяющих возможность ее господства, является изменение мировоззрения людей на основе трансформации иррационального начала. Эта трансформация проявилась в возникновении и развитии новых форм религии, а именно в появлении протестантской этики, механизм влияния которой на социокультурную и экономическую сферы общества Вебер изложил в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905).

Без сомнения, «Протестантская этика…» — наиболее интересная работа Вебера и своеобразный шедевр экономико-социологической литературы. Центральным, как видно, для Вебера является понятие рационализации.

Поэтому Веберу и надо было объяснить, как трансформируется общественное сознание в процессе перехода от традиционного общества к капиталистическому, а общая цель исследования — интерпретация трансформации смыслов экономического действия.

Не случайно Вебер подчеркивает в названии «дух капитализма», для него — это такой строй мышления и поведения, для которого характерно систематическое и рациональное стремление к получению законной прибыли в рамках своей профессии.

Однако Вебер обратил внимание на трансформацию не рационального, а иррационального начала в мотивации экономической деятельности, ведь в тех странах, где дух рационализма и просвещение были развиты более всего (например, во Франции), капитализм был развит меньше, особенно в сравнении с Англией или США.

Новая религиозная этика была единственным средством, которое только и могло изменить традиционный способ мышления; эта этика проникала глубоко в душу человека, заставляя его думать и действовать иначе.

Никакие рациональные методы или принуждение не могли бы с ней сравниться, поэтому причины возникновения духа капитализма надо искать не в рациональном, а в иррациональном — в религии, в новой этике, задаваемой протестантизмом и безусловно принимаемой человеком.

Что же меняет протестантизм в отношении человека к хозяйству? Уже у Мартина Лютера в его учении в противовес католицизму повышается значение мирской, а следовательно, и хозяйственной деятельности.

Если католическая церковь уход от мирской жизни признавала за высшую ценность, а монастырские уединения — как лучшее средство приближения к Богу, то Лютер, особо ненавидевший монастыри с их индульгенциями и праздным образом жизни, проповедовал, что человек выполняет свой долг перед Богом в своей мирской жизни, профессиональное призвание — это веление Господа, это то, с чем человек должен мириться и за что воздается ему.

Интересно
Если раньше только духовная деятельность считалась достойной настоящего христианина, то теперь профессиональная деятельность становилась как бы тоже священной, в которой человек также исполняет свой религиозный долг.

Но лютеранство, как и капитализм, осуждало стремление к деньгам и наживе. Поэтому в большей степени не лютеранство, а кальвинизм способствовал развитию духа капитализма.

Кальвинизм признает одним из догматов избранность к спасению. Божественное предопределение разделяет всех людей на избранных и неугодных, одни обретают вечную жизнь, другие осуждены на вечную смерть; никто не может узнать замысел Божий и ничто не может его изменить.

Человек стоит один на один с Богом, и нет никого — ни религиозного братства, ни священника, кто мог бы замолить грехи и добиться изменения предопределения.

Из этого религиозного индивидуализма формируется ответственность за свои дела, самостоятельность, обязательность, честность — все те качества, которые так необходимы для нового торгового капиталистического мира.

Кальвинизм отрицает посредничество между Богом и человеком — даже церковь не выполняет этой функции, нет ничего божественного в рукотворном, поэтому отрицается значение культовых предметов и обрядов как священных.

Тем самым Бог существует как бы в некоем трансцендентальном мире, а в жизненном мире человека нет ничего священного или мифического. Так возникает демифологизация, а следовательно — и рационализация жизни. Кальвинизм еще больше признает труд как богоугодную деятельность.

Идея предопределения означает еще и главный вопрос для человека: избран ли я? Но нельзя даже сомневаться в своей избранности — человек обязан считать себя избранным.

Уверенность приходит только в неустанном труде. Только труд дает средства отогнать сомнения, труд — это источник веры, сила веры человека — не в его словах, а в его делах. Преуспевающий человек в своем успехе видит знак Божий и его одобрение.

В этом еще одно отличие кальвинизма — здесь уже не нищий или блаженный наиболее приближены к Богу, а крепко стоящий на ногах фермер, трудолюбивый рабочий или удачливый капиталист.

Таким образом, труд в протестантизме получает иную социальную значимость, он становится не простым средством к жизни, а особой ценностью или целью жизни. Кальвинизм признает не просто труд, а аскетический труд.

Если католическая церковь более сдержанна по отношению к поступкам человека — она требует постепенного накопления добрых дел, признавая слабость и греховность человеческого существа, то кальвинизм вводит святость как норму жизни, т. е. систему поведения и постоянный самоконтроль.

Интересно
Этот аскетизм распространяется не только на отдельных лиц (например, монахов), но и на всех верующих. Святость становится нормой обыденной жизни, вся мирская — в том числе и профессиональная — жизнь подчиняется этому аскетизму, хороший труд становится всеобщим правилом, а не возможным исключением.

Несколько в ином виде аскетизм в миру принимается протестантским сектантством (например, квакерами или меннонитами). Здесь вера предназначена только для возрожденных для Бога людей, лично осознающих и рационально принимающих веру (крещение производится в зрелом возрасте, когда человек осознанно принимает веру, отсюда и название — перекрещенство).

Бог обращается к каждому, а не только к избранным, человек воспринимает это через открывающийся ему «внутренний свет» — надо только дождаться этого божественного откровения. Но для этого мало только на словах признавать Бога, необходимо следовать его заповедям и в жизни, и в труде.

Важно отречься от всего, что мешает услышать голос Божий — от иррационального, от чувственных наслаждений, ведь «Бог говорит, когда тварь молчит».

Честность, трудолюбие, бережное отношение ко времени, забвение мирских радостей — вот основные требования, выставляемые протестантскими сектантством. Кроме того, некоторые секты прямо требовали отказа от всех других видов деятельности — политической, военной, считая возможной только трудовую.

Протестантские секты, с присущим им контролем за поведением членов и строгой социальной организацией, сыграли особую роль в развитии капиталистической этики (особенно в США).

Сама принадлежность к секте была свидетельством честности, порядочности и кредитоспособности человека. Все это было крайне необходимо для развивающегося капитализма, где особую роль играли отношения договорные, часто не имеющие юридической формы.

Многие сектанты вообще считали предосудительным обращаться в суд или государственные инстанции. Протестантские секты по-другому формировали общность людей. Это уже не религиозное братство монашеского ордена, здесь нет полного равенства, общего имущества, нет обязательной жертвенности братства.

Наоборот, достижения и материальное благополучие считаются свидетельством избранности, а распределение богатства — делом Провидения.

Да и в целом протестантизм кардинально изменяет отношение человека к богатству. Католицизм (правда, и лютеранство) признает богатство неугодным Богу, ведь оно само по себе представляет опасность для души, — его следует раздать бедным.

Протестантизм же считает, что честный труд должен быть справедливо вознагражден, поэтому осуждается не богатство, а наслаждение им, стремление к деньгам как самоцели, нерациональная трата денег и роскошь.

Богатство следует приумножать, каждая потраченная зря марка или гульден отняты у Бога, поэтому не для себя, а для Бога следует богатеть. Так в системе этических ценностей появляется понятие капитала, отделенного от дохода. Богатство именно как производительный капитал стало средством выполнения религиозного долга.

Признавая производительное накопление, протестантизм осуждает излишнее потребление как наслаждение и поклонение рукотворным вещам. Так возникает этическая концепция первоначального накопления капитала.

Итак, заключает Вебер, протестантизм сформировал новую этику экономического поведения: труд стал считаться высшей ценностью, экономическая жизнь стала более индивидуализированной и рационализированной, материальный успех и богатство стали знаками положительной оценки.

В итоге сложились признанные в обществе социальные роли — роль предпринимателя и роль работника. Первый видел в своем деле смысл и цель бытия, зарабатывание денег стало не средством к жизни, а религиозным долгом.

Интересно
Второй видел в труде высшую ценность жизни, стремился к честно заработанному достатку, в своем профессиональном призвании видел священную обязанность. Так постепенно и складывается капиталистический строй.

Хотя, в отличие от В. Зомбарта, Вебер, обратив внимание на существенную роль изменений в духовной (социокультурной, религиозной, иррациональной) жизни европейцев, на генезис и развитие капитализма, ни в коей мере не принижал роль трансформации материальных основ нового социально-экономического уклада, лишь подчеркивая важность становления особого типа рациональности как одного из факторов динамики капитализма, обеспечивающего эффективность осуществления капиталистического действия.

А также он одним из первых исследователей капитализма обратил внимание на возможность и необходимость изучения разных типов капиталистического действия, а соответственно — и на существование разных видов капитализма в разных обществах и цивилизациях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)