Социокультурная ситуация перестройки и постперестроечной России

Ментальные факторы, повлиявшие на развал Советского Союза, достаточно четко прослеживаются в истории позднесоветской литературы. Эта проблема, безусловно, остается актуальной и, по-видимому, еще долгие годы будет предметом всевозможных интерпретаций.

Идеологический и мировоззренческий климат постперестроечной литературы определяется периодом перестройки и 1990-х годов; он характеризуется, прежде всего, упадочными настроениями и индивидуализмом. С этим связано то, что в сюжетном искусстве конца XX – начала XXI века широко распространена установка на негативное мировосприятие.

Она транслируется как через образы, угнетающие психику реципиента, так и через безысходное сюжетосложение или прямые пессимистические утверждения. Перечисленные явления принято обозначать словом «чернуха».

Согласно толково-словообразовательному словарю Т. Ф. Ефремовой, чернуха предполагает изображение негативных сторон жизни, быта, проникнутое обреченностью и сопровождающееся сценами жестокости и насилия. Это очень неточное определение – ему соответствует даже такое несоотносимое с чернухой произведение, как роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Принципиально важно, что чернуха – это не тема или объект изображения, а установка на негативное мировосприятие, свойственная современной культуре. Ужасное, пессимистическое, шокирующее в искусстве существовало задолго до чернухи – все это было присуще еще древнегреческой трагедии.

Чернуха предполагает совершенно иной, обратный катарсису эстетический эффект – наслаждение отвратительным и/или наслаждение безысходностью (у нравственно здорового реципиента – отторжение, возмущение).

Воспользуемся описанием сущности чернухи из статьи критика А. Г. Рудалёва: «мир смертельно болен, и человеку остается лишь наблюдать и описывать его стремительное разложение или – в качестве выхода – предложить воспользоваться эфтаназией. Человек лишь номинально свободен в выборе из общего арсенала страстей, а на самом деле связан по рукам и ногам. В полных потемках он сам превращается в тень. Неудивительно, что люди не замечают друг друга, наступают и машинально давят себе подобных. Единственный выход – смириться и попытаться мимикрировать под реальность, и чем быстрее человек это сделает, тем лучше для него самого. Он должен привыкнуть, смириться с мыслью, что такова его доля, и не претендовать на что-то большее».

Наслаждение безысходностью – эстетический эффект чернухи, который, по-видимому, был невозможен для читателя или зрителя до конца ХХ века. Декаданс начала столетия был, согласно В. М. Толмачеву, «многозначен и, скорее, является символом глубинного сдвига культуры, переходности, нежели буквальным обозначением упадка и вырождения». Если декаданс извращал человеческие ценности, то утверждал ценность этих извращений, чернуха же ориентирована на окончательное обесценивание всего сущего.

Она имеет сходство с обличительной литературой, но в отличие от нее не подразумевает интенции исправления ситуации; в русской традиции первым автором чернухи, по-видимому, выступает А. И. Солженицын.

Ключевая особенность чернухи – принципиальная и последовательная разрушительная направленность. Эта тенденция характерна именно для поздней фазы цивилизации, которой свойственно самоотрицание и реальная ориентация на самоуничтожение – таков сущностный философский посыл чернухи. Он соприроден самоистязаниям так называемых художников-акционистов.

Как точно выразился А. Л. Казин, «можно писать по этому поводу глубокие трактаты, называть публичный мазохизм “хаосмосом” (тождеством космоса и хаоса), привлекать для его интеллектуального оснащения древнего Эмпедокла или новейшую синергетику (распад как тайный аттрактор всего сущего) – любому незатемненному сознанию ясно, что дело тут идет о смерти, о наслаждении смертью, о “полной гибели всерьез”».

Как известно, искусство и сходные с ним информационные явления служат не только индикатором культурного состояния
общества, но и средством активного формирования этого состояния.

Соответственно утверждения об адекватности негативного мировосприятия, мата и шокирующей образности современному миру, не могут быть состоятельны.

Чернуха, как было показано ранее, является инструментом формирования общественного сознания по определенному принципу, навязывания публике негативного миросозерцания и развенчания культурных ценностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)