Психологическая подготовка стрелка

Важным элементом при обучении стрелка является его психологическая подготовка.

Основными составляющими психологической подготовки являются формирование:

  • уверенности в себе, в своих действиях, готовности к встрече с трудностями и успешному их преодолению;
  • знаний возможных вариантов экстремальных ситуаций, их особенностей и способов действий в них;
  • психологической устойчивости к действию стресс-факторов, неизбежных при использовании оружия;
  • умений и навыков, необходимых при применении оружия;
  • таких качеств, как решительность, самостоятельность, настойчивость, смелость, выносливость, самообладание, энергичность;
  • «психологической надёжности» – устойчивости к риску и опасности, большому перенапряжению, сильным помехам, временным неудачам и ожидаемым трудностям.

Стрелку важно осознать и оценить своё эмоциональное состояние в период начального обучения, тренировки и подготовки к экзаменам (соревнованиям). Эмоции с практической точки зрения можно разделить на несколько полярных типов. С одной стороны, стрелок может проявлять активность, жизнерадостность, бодрость. С другой – усталость, безразличие, неудовлетворённость, сожаление.

Он может быть решительным, уверенным в своих силах, смелым. И, напротив, нерешительным, неуверенным, испытывать боязнь, тревогу, страх. Все эти эмоции могут во время обучения овладевать стрелком в зависимости от его свойств личности и сформированности правильного отношения к стресс-факторам.

Значение эмоций при стрельбе очень велико. Они органически входят в мотивы волевых действий, под влиянием эмоций стрелок выполняет определённую работу. Эмоции возникают вследствие внутренних процессов и под воздействием внешней обстановки, условий и т. д. и проявляются в соответствии с темпераментом и характером стрелка.

Отрицательные эмоции (тревога, страх) вызывают вегетативные реакции, которые внешне проявляются побледнением или покраснением лица, потливостью (влажные ладони, испарина на лбу), учащением дыхания, пульса, тремором. У начинающих стрелков наблюдается изменение речи (дрожащий голос, очень тихая или громкая речь), мимики, жестов (напряжённое, маскообразное лицо, дрожание рук, ног, тела, скованные движения).

Также происходит замедление темпа деятельности, ухудшаются внимание, память, нарушается сознательный контроль за ошибками, количество ошибочных действий увеличивается, движения нарушаются, становятся менее точными, а в состоянии страха – зажмуривание глаз, втягивание головы в плечи, пригибание к земле, отшатывание после выстрела, оцепенение.

Интересно
Все эмоции можно разделить на положительные (стенические) и отрицательные (астенические). К первым относятся те, которые способствуют душевному подъёму, дают человеку энергию, усиливают волевую активность. Вторая группа эмоций ослабляет волю, снижает активность, предрасполагает к пассивно-оборонительным действиям, ухудшает организацию поведения. Следовательно, у психологически подготовленного стрелка любая экстремальная ситуация должна вызывать не страх, а положительные (стенические) эмоции.

Стимул, который связан с физиологическим, эмоциональным состоянием и запускает его, называется якорем. Он представляет физическое действие, звук или событие, которое вызывает, стимулирует либо активизирует соответствующее действие или эмоцию. Если вы недовольны своим эмоциональным состоянием, которое обычно сопровождает вас при тренировочных стрельбах, зачётах и экзаменах, потренируйте себя справляться с ним. Но для этого необходимо чётко знать, в каком состоянии вы хотели бы находиться в этот момент. Наверное, оно не должно быть подавленным, угнетённым, а также вы не должны испытывать страх перед стрельбой. Вам нужна уверенность, спокойствие, помогающие быть сосредоточенным и активным.

Действия, поведение стрелка также обусловлены мотивами. Мотивы могут быть двух типов: одни направлены на успех, другие – на избегание неудач. Мотивы избегания неудач обусловлены высокой тревожностью и негативными эмоциями. Стрелок же должен быть уверен в успехе и настроен на получение положительных эмоций, как от самого упражнения, так и от результатов стрельбы.

Для того чтобы привести себя в оптимальное состояние, необходимо пройти два этапа. Сначала вы выбираете желаемое эмоциональное состояние, затем вы ассоциируете его со стимулом, или якорем, так, чтобы вы могли по желанию вызвать его в любой момент. Спортсмены используют талисманы на счастье, чтобы включить своё мастерство и выносливость. Часто можно видеть, как спортсмены совершают небольшие ритуальные движения, служащие той же цели.

Когда вы выбрали конкретный случай – реальный или вымышленный, соответствующий необходимому эмоциональному состоянию, тогда вы готовы перейти к следующему шагу, выбрать якоря, которые воспроизведут эти состояния при необходимости

Кинестетический якорь: некоторое ощущение, которое вы можете связать с выбранными вами состояниями. Сжимание большого и указательных пальцев или какое-нибудь особое сжимание кулака работает хорошо в качестве кинестетического якоря. Довольно распространённый якорь на теннисном корте, когда игроки прикасаются к боковой стене, чтобы восстановить чувство уверенности, когда игра не идёт.

Важно то, что якорь должен быть уникальным и не являться частью текущего поведения. Вам необходим особый якорь, который не возникает постоянно и не ассоциируется с другими состояниями и поведениями. Вы также должны быть предусмотрительны, выбирая якорь, – это что-то такое, что вы могли бы сделать, будучи незамеченными. Стойка на голове могла бы хорошо сработать в качестве якоря уверенности, но она составит вам репутацию эксцентричного человека, если вы воспользуетесь ею при занятиях в тире.

Аудиальный якорь. Это может быть слово или фраза, которые вы произносите про себя. Не имеет значения, какое слово или фразу вы выберете, лишь бы они были созвучны вашим ощущениям. Способ, которым вы это говорите, используемый вами особенный тон голоса будут иметь столь же сильное воздействие, как и сами слова и фразы.

Сделайте их характерными и запоминающимися. Например, если «уверенность» – это то состояние, которое вы хотите закрепить с помощью якоря, то вы можете сказать себе: «Я чувствую себя все более и более уверенным», или просто: «Уверенность!». Используйте уверенный тон голоса. Убедитесь, что он является подходящим к проблемной ситуации.

Визуальный якорь. Вы можете выбрать символ или вспомнить то, что вы видели, когда действительно чувствовали себя уверенным. Если выбранный вами образ является особенным и помогает вам вызывать ощущение уверенности, то он будет работать. Важным этапом психологической подготовки стрелка является формирование навыков и умений.

Навык – это способ выполнения действия, компонент умения, ставший в результате многократного повторения частично автоматизированным, легко, быстро и точно реализуемым.

Умения позволяют стрелку совершать действия при обращении с оружием с высоким качеством, при этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибок резко падает. Всего этого можно добиться в результате упражнений и тренировки. Например, начинающему стрелку необходимо производить мысленную тренировку тех действий, которые он будет совершать при обращении с оружием.

Перед стрельбой боевыми патронами нужно отработать приёмы с учебным оружием и на тренажёрах, потренироваться стрелять вхолостую. Также до стрельбы необходимо изучить материальную часть, порядок разборки и сборки, приёмы и правила стрельбы, меры безопасности при обращении с тем оружием, из которого вы собираетесь стрелять. Всё это нужно для того, чтобы в любых экстремальных ситуациях вы были уверены в себе, в своём оружии, в способности выполнить любую стоящую перед вами задачу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)