Принципы логопедии как науки

При изучении закономерностей проявления и коррекции нарушений речи логопедия опирается на некоторые принципы.

Рассмотрим некоторые их них:

  • системности;
  • комплексности;
  • развития;
  • деятельностного подхода;
  • онтогенетический;
  • учёта механизма, структуры, симптоматики нарушений;
  • этиологический;
  • обходного пути (используются приёмы, которые позволяют корректировать недостаток);
  • общедидактические.

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. При обследовании, коррекции следует обратить внимание на все стороны речи, какие бы жалобы ни были.

Принцип комплексности. Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервного и нервно-психического нарушения (дизартрия, заикание, алалия).

Чтобы точно поставить диагноз, необходимо провести корреляционный анализ, выяснение взаимосвязи речевых и неречевых симптомов. Выяснить, что первично страдает: речь или интеллект? Выявление и устранение дефектов должны носить медикопсихолого-педагогический характер.

Принцип развития предполагает выделение в процессе обследования и в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития (приходить ребёнку на помощь) и смотреть, как он реагирует на неё – то, что ребёнок сделает после нашей помощи.

Должна быть запись об оказании видов помощи (сколько раз и т.д.), а не просто констатировать факт или принцип динамичности.

При выявлении речевого нарушения и в логопедической работе нужно учитывать ведущий вид деятельности – деятельностный принцип. По игре можно судить о нарушении интеллекта, по учёбе – о нарушении письма.

Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-педагогической работы осуществляется в соответствии с последовательностью появления форм и функций речи, а также видов деятельности.

Учёт последовательности появления функций речи – номинативная, коммуникативная, обобщающая, регулирующая.

Учёт механизма, симптоматики. Возникновение речевого нарушения обусловлено сложным взаимодействием социальных и биологических факторов. В каждом случае нужно определить механизм, причину, симптомы (заикание на фоне общего недоразвития речи (ОНР) и перегрузки речевой информацией).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)