Принципы логопедии как науки
При изучении закономерностей проявления и коррекции нарушений речи логопедия опирается на некоторые принципы.
Рассмотрим некоторые их них:
- системности;
- комплексности;
- развития;
- деятельностного подхода;
- онтогенетический;
- учёта механизма, структуры, симптоматики нарушений;
- этиологический;
- обходного пути (используются приёмы, которые позволяют корректировать недостаток);
- общедидактические.
Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. При обследовании, коррекции следует обратить внимание на все стороны речи, какие бы жалобы ни были.
Чтобы точно поставить диагноз, необходимо провести корреляционный анализ, выяснение взаимосвязи речевых и неречевых симптомов. Выяснить, что первично страдает: речь или интеллект? Выявление и устранение дефектов должны носить медикопсихолого-педагогический характер.
Принцип развития предполагает выделение в процессе обследования и в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития (приходить ребёнку на помощь) и смотреть, как он реагирует на неё – то, что ребёнок сделает после нашей помощи.Должна быть запись об оказании видов помощи (сколько раз и т.д.), а не просто констатировать факт или принцип динамичности.
При выявлении речевого нарушения и в логопедической работе нужно учитывать ведущий вид деятельности – деятельностный принцип. По игре можно судить о нарушении интеллекта, по учёбе – о нарушении письма.
Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-педагогической работы осуществляется в соответствии с последовательностью появления форм и функций речи, а также видов деятельности.
Учёт механизма, симптоматики. Возникновение речевого нарушения обусловлено сложным взаимодействием социальных и биологических факторов. В каждом случае нужно определить механизм, причину, симптомы (заикание на фоне общего недоразвития речи (ОНР) и перегрузки речевой информацией).
- Виды речевых нарушений, выделяемых в педагогической классификации
- Клинико-педагогический и психолого-педагогический подходы к классификации речевых нарушений
- Органические и функциональные причины нарушений речи
- Биологические и социально-психологические причины нарушений речи
- Основные причины патологии детской речи
- Критические периоды в развитии речевой функции
- Формирование речевой деятельности на дошкольном этапе
- Формирование речевой деятельности на преддошкольном этапе
- Формирование речевой деятельности на подготовительном этапе
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу