Повышение квалификации, профессиональное и социально-психологическое обучение персонала
Обучение персонала имеет целью повышение адекватности качеств рабочей силы требованиям рабочих мест, обеспечение развития работников и более эффективное использование их потенциала, расширение кругозора и повышение удовлетворенности трудом, обеспечение продвижения по службе, задействование факторов интереса к труду, обеспечение потребности предприятия в кадрах за счет внутреннего рынка труда. Формы и методы обучения достаточно многообразны, имеют различия для разных категорий работников; при их выборе должны учитываться личностные особенности работника и сложившаяся ситуация.
На производстве в советское время сложились следующие формы первичной подготовки рабочих, ранее не имевших профессии:
- обучение на курсах (курсовая подготовка в учебных комбинатах), производившееся с постоянной по составу и однородной по профессии группой численностью 10-30 человек в два этапа: на первом —вся группа обучалась в учебном цехе, мастерской, на участке, на втором — путем индивидуального или бригадного обучения в цехах предприятия. В условиях перехода к рынку содержание учебных подразделений рассматривается предприятиями зачастую как неоправданные издержки;
- бригадное обучение, при котором ученики включаются в состав ученических бригад и проходят подготовку непосредственно на рабочих местах под руководством квалифицированных инструкторов, не освобождаемых от своей основной работы. Деятельность инструкторов и бригадиров таких бригад стимулируется надбавками к зарплате, пониженными нормами и т. д.;
- индивидуальное обучение, при котором ученик прикрепляется к высококвалифицированному рабочему-наставнику для получения практических умений и навыков, а теоретическую подготовку осуществляет либо самостоятельно, либо в специально комплектуемых группах, либо консультируясь со специалистами.
Переподготовка рабочих, освоение ими второй специальности осуществлялось с использованием тех же форм, что и для первичной подготовки.
Повышение квалификации на производстве производилось в следующих формах:
- производственно-технические курсы для получения средней и высокой квалификации;
- целевые курсы, открываемые для освоения новой техники и технологии;
- курсы обучения вторым профессиям;
- школы по изучению передовых методов труда.
Существовал и регламент обучения на курсах повышения квалификации — не реже 1 раза в 5 лет. По всем формам обучения разрабатывались учебные программы и учебные планы. Само обучение увязывалось с планами профессионально-квалификационного продвижения рабочих.
В условиях систем с уплотненной технологий на японских предприятиях наиболее эффективной формой обучения с целью подготовки специалистов широкого профиля, владеющих всеми операциями на участке, признается профессиональная ротация (для закрепления навыков) в сочетании с участием в работе кружков качества, наставничеством, в котором ведущая роль принадлежит мастеру участка, и поощрением теоретического обучения любой формы, вплоть до повышения уровня общего образования.
План профессиональной подготовки разрабатывается на каждом участке на год и ориентирует рабочих на освоение всех рабочих мест участка, превращение в рабочего-универсала. План профессиональной подготовки на участке завода «Тоёты» показан на рис.7.1.
На каждом участке существуют стандартные карты трудового процесса (маршруты движения и зоны обслуживания), которые изменяются в связи с изменением длительности такта потока на данной линии. Поэтому профессиональная ротация может осуществляться с периодичностью, признанной целесообразной для данного участка: от 2 часов до смены. При этом ежедневный график ротации по рабочим местам мастер уточняет, согласуя его с состоянием здоровья работников и планом их обучения.
Обучающую функцию в Японии выполняют и кружки качества, при том, что их значение гораздо более многообразно:
- творческий по своей сути труд в кружке качества стимулирует активность, снижает утомляемость работников, повышает интерес к работе;
- постоянная учеба в кружке качества повышает квалификацию, а успехи и достижения в нем повышают ценность работника для фирмы, создают гарантию занятости, способствуют приобретению контекстуальных навыков;
- атмосфера доброжелательности, внимания к человеку развивает чувство коллективизма, способствует удовлетворению потребности в уважении и самоуважении, в причастности, формирует имидж фирмы как гуманной организации;
- успешное решение проблем в кружках способствует улучшению конечных результатов деятельности фирмы, что повышает значимость кружков и укрепляет чувство собственного достоинства их членов;
- кружки качества способствуют самовыражению, реализации творческого потенциала работников.
Социально-психологическими и организационными факторами успешного сотрудничества является система пожизненного найма, отсутствие тенденций к достижениям за счет других (все равно повышение по службе не наступит раньше достижения определенного возраста), поощрение сотрудничества, а не соперничества, соревнования, а не «борьбы за выживание», культивирование чувства единства с организацией и понимания, что личный успех и благополучие возможны только вместе с ней.
Положительно должна восприниматься система всеобщего среднего образования, бесплатного получения профессии и образования любого уровня, развитые образовательные комплексы крупных организаций, ведомств.
К примеру, при Металлическом заводе имени XXII съезда КПСС в Ленинграде существовал завод-ВТУЗ, ПТУ, учебные мастерские и много других учреждений, обеспечивавших получение образования, повышение квалификации и переквалификацию не только работникам завода.
Содержание этих образовательных учреждений в современных условиях признано невозможным, в основном, по экономическим причинам. В то же время получают развитие те формы, которые ближе к принятым в странах с развитым рынком. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть опыт ведущих фирм США, с тем, чтобы по мере становления отечественного рынка попытаться его использовать.
В крупных, стабильно работающих компаниях США перед службами управления персоналом ставятся задачи воспитания и подготовки управленцев нового типа, сочетающих максимальный профессионализм с высоким личным потенциалом, способностью лидировать в любых изменяющихся условиях, прогнозировать, планировать и обеспечивать реализацию целей. Важную роль в решении этой задачи играют так называемые системы формального обучения, организуемые крупными компаниями.
В компании «Дженерал Электрик» работают курсы для менеджеров всех шести уровней управления по трем направлениям:
- профессиональное (преподается инженерное дело, производство, маркетинг, финансы, трудовые отношения);
- общее (преподается планирование работы, решение проблем, принятие решений, интервьюирование);
- управленческое, где обучение связано непосредственно со спецификой рабочего места управленца.
Сроки обучения на курсах от 2 дней до 8 недель. В качестве преподавателей выступают как сторонние, так и лучшие специалисты собственной компании, для которых такая деятельность является признанием их заслуг и ценности для фирмы, способом удовлетворения потребностей в уважении и самоактуализации, стимулом к систематизации знаний и продолжению развития.
В промышленности США практикуются такие формы повышения квалификации:
- работа в целевых группах по разработке специальных перспективных проектов;
- прохождение университетских курсов по образованию взрослых;
- решение конкретных задач, содержащих интерес и вызов;
- горизонтальные ротации в рамках фирмы и ее филиалов, в том числе зарубежных;
- консультирование и преподавательская работа;
- освоение университетских программ с целью получения магистерской степени.
Все это вместе определяет положительную мотивацию работников к труду и стремление к постоянному развитию, повышению уровня профессионализма.
Организация деятельности кружков качества также направлена на повышение удовлетворенности трудом с помощью использования факторов повышения привлекательности труда ( по теории его обогащения):
- ясное понимание цели работы;
- постоянное обучение, воспитание, развитие;
- обеспечение свободы в выборе средств и методов достижения цели;
- наличие эффективной и оперативной обратной связи: о результатах рассмотрения специалистами предложения члена кружка ему сообщается практически сразу;
- поощряется коллективная работа;
- обеспечивается тесная связь с руководством как форма демократизации управления;
- деятельность по трудоустройству увольняемых, позволяющая погрузиться в проблемы соответствия качеств работника и требований рабочего места, специфику разных профессий, человеческую психологию (особенно полезно для менеджеров служб управления персоналом);
- консультирование по вопросам профориентации и планирования карьеры.
При обучении менеджеров применяются методы «инцидента» и «имитации», ролевые и управленческие игры, метод обратной связи, методы групповой динамики, конференции и лабораторный метод. Преимуществом пользуется метод анализа конкретных ситуаций. Свыше 200 вузов США ведут подготовку по курсу «Управление персоналом», что отражает тенденцию к восприятию сотрудников фирмы как основного фактора ее процветания.
Функции служб управления персоналом, в части обучения состоят в выполнении следующих задач:
- анализ уровня соответствия текущих и перспективных требований рабочих мест по всем категориям работающих качествам работников, занимающих эти места;
- подготовка программ обучения, исходя из результатов анализа и перспектив развития фирмы, а также политики предприятия в области внутреннего рынка труда;
- включение мероприятий программ в бизнес-план фирмы со всеми необходимыми видами обеспечения;
- выбор форм и видов обучения персонала на основе анализа картотеки учреждений образовательных услуг и экономических расчетов;
- разработка учебных программ и планов обучения;
- согласование сроков обучения и кандидатур работников с их руководителями;
- контроль за ходом обучения и оперативное регулирование процесса;
- последующий анализ результатов обучения и обобщение информации о деловом общении с образовательным учреждением, его преподавателями и консультантами.
Любой контакт с образовательным учреждением должен рассматриваться как акт делового общения. Подготовка к взаимодействию должна включать все этапы и условия, обеспечивающие успех взаимодействия, включая знания о предмете и субъекте общения, сбор информации и ведение картотеки на образовательные учреждения, прогнозирование вариантов развития его контактов и интересов, возможностей и проблем.
Доля работ по обучению персонала в разных компаниях и разных странах неодинакова: в США функции по подготовке персонала осуществляют до 97 % кадровых служб, специальные программы имеют 45% служб; в Японии 90% крупных фирм разрабатывают программы обучения персонала.
В Германии функции по подготовке персонала выполняет 81% отделов кадров, но разработку программ подготовки ведут только 18% фирм, поскольку там высоко развита государственная система подготовки. В Италии только 8%, причем самых крупных фирм, имеют собственные программы подготовки персонала.
Вообще, государственная политика в области занятости и обучения существенно влияет на объем работ служб управления персоналом предприятий по обучению сотрудников. Так, в США и Германии доля расходов частных фирм на обучение превышает расходы государства. Поэтому столь велика роль служб управления персоналом в деле обучения.
При определении целесообразности инвестирования в человеческие ресурсы, в том числе и в случае принятия самим человеком решения о поступлении на обучение, подходят методы расчета эффективности инвестирования капитала, например, срока окупаемости инвестиций, приводимые в книге Л. А. Ждановой «Организация и управление капиталистической промышленной фирмой»:
или по такой формуле:
где К — первоначальные инвестиции;
Кр — величина кредита, используемого для инвестиций;
П+ А — валовые накопления (прибыль и амортизация);
Акр — амортизация кредита;
i — процент на кредит.
В «Справочном пособии по НОТ» Е. Л. Смирнова предлагается считать относительную экономию (условное высвобождение) численности работающих Эч за счет прироста выработки в результате повышения квалификации работников по следующей формуле:
где Чнв — численность рабочих, увеличивших выполнение норм выработки в результате повышения квалификации;
Рнв — прирост процента выполнения норм выработки рабочими;
Рнв1, Рнв2 — выполнение норм выработки соответственно до и после повышения квалификации, %.
Повышению уровня коммуникативной компетентности, умения общаться способствуют методы социально-психологического обучения и коррекции личности. Применение этих методов и его диагностика является прерогативой специалистов высокого класса — социальных и просто психологов.
Широко применяются методы обучения общению, повышению уровня коммуникативной компетентности, дискуссионные (групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций морального выбора), игровые, социально-психологический тренинг, психодрама, транзактный анализ Э. Берна, сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности). В результате обучения индивид должен меньше зависеть от «Я—образа» и больше понимать «Я в ситуации», т. е. стать более адекватным ситуации. По сути, это методы групповой терапии.
Современные методы психологической коррекции личности увязаны с различными научными направлениями: психоанализом (исследование подсознательного источника конфликта, невроза, неадекватного поведения), бихевиоризмом (отучение от «дурных привычек» и восстановление привычного поведения), когнитивистским направлением (изменение восприятия проблем, трудностей), гуманистическим направлением (пробуждение собственных сил для поиска выхода из сложной психологической ситуации).
Приведем описание двух экзотических способов повышения уровня коммуникативной компетенции.
- Учет персонала
- Конечные результаты и эффективность деятельности службы управления персоналом
- Обеспечение оптимальных условий труда, режима труда и отдыха, охраны труда
- Обеспечение социальной зашиты персонала
- Ситуации наказания и увольнения
- Функции и структура службы управления персоналом
- Типология видов, условий и этапов развития конфликтов
- Материальное и моральное стимулирование труда работников
- Метод обучения «Кейс—стади»
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу