Нравственные ценности акул и дельфинов бизнеса

Ведущую роль в личной культуре человека играет его мировоззрение, существенной частью которого является система и диспозиция ценностей личности. Ценности определяют, для чего, как считает сам человек, он живет.

Сравним психологические портреты «акулы» и «дельфина» бизнеса. Для этого приведем точку зрения на мотивы и набор профессиональных качеств предпринимателя, которой придерживаются российский и американский специалисты в сфере бизнеса.

Мотивы:

  • желание быть хозяином своей судьбы;
  • стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной деятельности, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип: «Работать, чтобы жить» на принцип: «Жить, чтобы работать»;
  • желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.

Профиль успешного предпринимателя. Десять наиболее важных качеств:

  1. Поиск новых или необычных деловых возможностей, инициативность, умение предвидеть события и предпринимать превентивные меры.
  2. Упорство и настойчивость, готовность неоднократно предпринимать одни и те же усилия, следуя поговорке «вода и камень точит». Американский бизнесмен X. Маккей гордился тем, что добилсятаки заказа от бизнесмена, которого «обхаживал» несколько лет.
  3. Готовность к риску и одновременно активные действия в направлении его уменьшения, повышения контроля над ситуацией. Умный учится на своих ошибках, а мудрый — на ошибках других, поэтому мудрость предпринимателю не повредит.
  4. Направленность бизнеса на эффективность и качество, и достижение успеха в основном именно за счет эффективности бизнеса и качества товаров, услуг.
  5. Вовлеченность в рабочие контакты, коммуникационная активность. Принятие на себя всей полноты ответственности, принесение личных интересов в жертву интересам дела.
  6. Целеустремленность: умение видеть, ставить долгосрочные цели, корректировать и достигать их.
  7. Стремление быть информированным о всех проблемах и субъектах, существенных для дела.
  8. Систематическое планирование деятельности, наблюдение и контроль.
  9. Способность убеждать и устанавливать связи, коммуникативная компетентность.

1. Независимость и уверенность в своих силах, неконвенциональность.
Этическая ориентация предпринимателей влияет на их деловые и личностные качества и тем самым влияет на содержание всех отношений, в которые они вступают.
«Акула»:типпервыйвисторическомвремениинаиболеераспространенныйвсовременномделовомпространстве.

Вот каково мировоззрение этого типа, если выразить его от первого лица.
Отношение к людям. В основной своей массе люди, кроме меня, злые, слабые, глупые, ленивые, лживые, порочные существа. Ими управляют животные инстинкты и низменные страсти. Они не ценят добро и понимают только язык силы. Они — средство, объекты, которые надо использовать для достижения цели.

Самые опасные из них те, кто умнее, сильнее и выше среднего уровня. Они — мои конкуренты, т. е. враги. Лучший способ вести с ними дело — быть сильнее, хитрее, меньше им доверять. Полезно владеть техникой управления ими. Конкурентов по возможности следует устранять. Если не устраню я, устранят меня. Выживает сильнейший. Победитель получает все. Не такие, как я (лица другого пола, иностранцы и т. п.), — люди второго сорта.

Отношение к обществу. Общество — это скопище людей, установившее законы, из которых одни мне выгодны, другие вредны. Последние я имею право нарушать, когда нет риска попасться.

Отношение к себе. Я лучше всех, хотя тоже животное. Если я беден, то только потому, что общество, его законы и другие люди мешают мне разбогатеть.
Отношение к миру и природе. Мир враждебен, холоден и опасен. Поэтому всегда надо быть начеку. Реальны лишь материальные ценности, все остальное — проповедь для неудачников. Природа — это кладовая, из которой следует брать сколько можно, иначе возьмут другие. После нас — хоть потоп.

Отношение к духовным ценностям. Возможно, Бог и существует, но Его законы и законы людей, религиозная мораль и законы бизнеса — разные вещи. Надо, тем не менее, иметь репутацию верующего, это выгодно. Так же по необходимости следует жертвовать на благотворительные цели.

Отношение к делу. Мое дело — это основа и источник моей власти в мире, средство защиты от людей и общества.

Отношение к риску. Определяется только соотношением между ожидаемой прибылью и потенциальной опасностью. Цель жизни (ответ на вопрос: для чего я живу?). Я живу для себя. Для того чтобы иметь как можно больше денег, чтобы иметь как можно больше власти над людьми и миром, чтобы жить как можно более комфортно и безопасно. Потреблять все самое лучшее, не ограничивая своих желаний. Жизнь дается только однажды, и прожить надо как можно дольше.

Средства достижения цели (ответ на вопрос: как реализовать главную цель?). Любые. Моральный выбор определяется только материальной выгодой.
Кто мои друзья и кто — враги. Потенциально все люди — конкуренты в борьбе за материальные блага. С некоторыми из них временно можно кооперироваться, объединяться против общих, наиболее опасных для обеих сторон в данный момент конкурентов. Длительность союзнических отношений определяется сугубо соображениями выгоды.

«Дельфин»: тип более поздний в историческом времени, менее распространенный, но все более утверждающийся в деловом пространстве. Вот каковы ответы человека этого типа.

Отношение к людям. Большинство людей достойны уважения и доверия. Человек несет в себе начала как добра, так и зла. И то и другое проявляется у разных людей по-разному в зависимости от многих факторов: природных, внутренних и внешних, среды, воспитания, образования, ситуации и т. п.

Добром можно добиться от людей больше, чем силой. Лучший способ вести дело — стремиться к взаимовыгодному результату. Искренность и доверие в деловых отношениях — лучшая основа сотрудничества. Доказывать свое превосходство следует на деле, завоевывая потребителя качеством товаров и услуг при меньших ценах. В конечном итоге такая политика оправдывает себя лучше, чем временный успех. Других, не таких, как я, надо стремиться понять.

Отношение к обществу. Общество и его институты — механизм средство согласования интересов отдельных индивидов и социальных групп, гарантия защиты граждан от произвола. Закон, который я считаю несправедливым, надо все же соблюдать, пока он не будет изменен законным путем, в том числе и благодаря моим усилиям. Дело не в том попадусь я или нет при попытке обойти закон, а в моем добровольном выборе не нарушать его.

Отношение к себе. В общем я неплохой человек и, как и многие другие, достоин уважения. Если я беден, то потому, что пока недостаточно изобретателен, не прилагаю достаточно сил, неправильно выбрал сферу их приложения, малообразован, плохо организован.

Отношение к миру и природе. Мир чудесен. Он предоставляет человеку так много возможностей для раскрытия своих способностей, дает столько радостей. Мир — это большая игра природных сил, в которой участвую и я тоже. Жизнь это большое благо. Она не ограничена только видимым, материальным. Существуют ценности духовные, непреходящие: любовь, дружба, благоговение перед красотой, перед величием проявлений человеческого духа. Природе мы обязаны самой своей жизнью и должны ее не только сберечь для своих детей, но и сделать еще краше.

Отношение к духовным ценностям. Мир подчиняется не только материальным законам. Существуют и другие законы, которые мы чувствуем в себе, как голос совести, сострадание к горю других людей. Эти законы действуют везде, в том числе и в бизнесе. Я верую не из подражания, но потому, что нахожу в вере опору и поддержку в трудные минуты, точку отсчета при принятии трудных решений. Я помогаю другим не потому, что так принято, а потому, что, помогая им, я помогаю себе.

Отношение к делу. Мое дело — это мое призвание и предназначение. Это то, что я смогу сделать лучше всего, будучи хозяином своей судьбы. Это средство реализовать свои способности и свои идеи. Это возможность жить лучше, помогая своим делом жить лучше другим.

Отношение к риску. Определяется расчетом долгосрочных результатов, соотношением между ожидаемой прибылью и угрозой разрушить дело, нанести ущерб другим людям, например моим работникам. Цель жизни (ответ на вопрос: для чего я живу?).

Я живу для того, чтобы сделать жизнь — свою и других, материальную и духовную богаче и лучше. Для того, чтобы радоваться тому, как становятся действительностью мои самые смелые идеи. Чтобы оставить о себе добрую память потомкам. Чтобы наслаждаться игрой своих сил и возможностью реализовать способности, своей свободой и независимостью. Чтобы иметь возможность честно смотреть людям в глаза и пользоваться их уважением. Важно не то, сколько я проживу, а то, как я проживу.

Средства достижения цели (ответ на вопрос: как ее реализовать?).Любые законные и те, которые не противоречат моим моральным принципам. Выбор между большой прибылью и хорошей репутацией делается в пользу хорошей репутации. Опора в основном на свои силы и доверие партнеров.

Кто мои друзья и кто — враги. Потенциально все люди могут стать моими партнерами во взаимовыгодном сотрудничестве. Главный принцип выбора — деловая репутация в сочетании со сходной этической ориентацией, соответствием критерию моральной надежности.

Задайтесь вопросом: какой тип бизнесмена вы представляете? «Прикиньте на себя» эти качества. Интересно, вы о себе и раньше так думали пли рассмотрение себя в схеме описания «акул» и «дельфинов» привело к пересмотру вашего представления о самом себе?

А с каким бизнесменом — «акулой» или «дельфином» — хотелось бы вам лично иметь дело? Какой предприниматель нужнее обществу, благоприятно воспринимается большинством людей?

Позитивная социальная направленность бизнеса, восприятие бизнесменами высоких нравственных императивов как руководства к собственной деятельности улучшает социальную атмосферу и положительно отражается на психическом самочувствии самого бизнесмена, каждого жителя страны, да и на ее экономике.

Принципы мудрого поведения в системе мотивационной саморегуляции (по А. А. Файзуллаеву):

  1. Умение отличать главное от второстепенного.
  2. Внутреннее спокойствие, защита от ситуационных помех, опора на собственные ценности.
  3. Эмоциональнаязрелостьиустойчивость,опоранавысшиеэмоционально-ценностныеустановки,нормы.
  4. Знание меры воздействия на события на основе понимания логики развития, стадии развития, возможностей для коррекции.
  5. Умение подходить к проблеме с разных точек зрения, мыслить системно.
  6. Готовность к любым неожиданным событиям, антикризисный
    подход, предусмотрительность.
  7. Восприятие действительности такой, какая она есть, реализм. Неадекватное восприятие действительности чревато неадекватностью и реакций, и результатов воздействия на нее.
  8. Стремление выйти за рамки проблемной ситуации, увидеть проблему шире, в контексте более крупной совокупности явлений.
  9. Наблюдательность, причем не только за действительностью, но и за самим собой, за изменениями в самом себе.
  10.  Стремление понять других.
  11.  Дальновидность — понимание логики и перспективы развития событий.
  12. Умение извлекать положительный опыт из всего происходящего. Отрицательный результат — это по крайней мере новый опыт, и в этом ценность отрицательного результата.

Как могут помочь в бизнесе знания в области психологии? Самое главное в любом, в том числе деловом, общении — понять причины поведения партнера и сделать правильные выводы. Например, вам известно, что за свойства личности отражают понятия
«экстернал—интернал», «экстраверт—интроверт». Взаимодействие деловых партнеров, обладающих разными личностными свойствами, будет развиваться и восприниматься каждым из них по-разному.

Например, если один деловой партнер представляет собой тип экстраверта, а другой — интроверта, то в их общении возникают обычно проблемы: экстраверт считает, что нужно все сразу «обговорить» и быстро решить проблему, а интроверт считает, что сначала все нужно хорошенько продумать.

Если один из партнеров — экстернал, а другой — интернал, то экстернал будет считать, что проблема не решается из-за наличия внешних причин, чьих-то козней, в том числе и партнера, а интернал будет искать причину в собственных недоработках, неготовности, недостаточной обдуманности проблемы. Для успеха дела необходимо понимать психические особенности партнера и учитывать их в общении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)