Методы познания в научных исследованиях

В методологии научных исследований выделяют два уровня познания.

Это:

  • эмпирический — наблюдение и эксперимент, а также группировка, классификация и описание результатов эксперимента или наблюдений;
  • теоретический — построение и развитие научных гипотез, теорий, формулировка законов и выделение из них логических следствий, сопоставление различных гипотез и теорий.

Различают следующие методы научного познания:

  • общенаучные;
  • конкретно-научные (частные).

Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают в себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ и формализацию, гипотетический и аксиоматический методы, создание теории, наблюдение и эксперимент, лабораторные и полевые исследования.

Анализ — это метод исследования, включающий изучение предмета путем мысленного расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения, характеристики, параметры и т. д.).

Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого. Например, анализ производительности труда ведущих машин производится по каждому специализированному звену и по комплексному отряду в целом.

Синтез — метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.

В процессе научных исследований синтез связан с анализом, т. к. он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и изучить предмет как единое целое (например, производительность труда по ДРСУ в целом).

Индукция — метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков только у части элементов этого множества.

Например, изучаются факторы, отрицательно влияющие на производительность труда, по всем отдельным предприятиям, а затем данные обобщаются в целом по производственному объединению, в состав которого входят и эти предприятия.

Дедукция — метод логического умозаключения от общего к частному, когда сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его отдельных элементов.

Применительно к предыдущему примеру сначала анализируется производительность труда в целом по объединению, а далее, по его отдельным предприятиям.

Аналогия — метод научного умозаключения, который основывается на сходстве некоторых сторон различных предметов и явлений, например, производительность труда в объединении может исследоваться не по каждому предприятию, а лишь по выбранным в качестве аналога, выпускающим однородную с другими предприятиями товарную продукцию и имеющим одинаковые условия для производственной деятельности.

При использовании этого метода полученные результаты распространяются на все аналогичные предприятия. Затраты на такой метод, конечно, меньше, но достоверность полученных выводов оказывается ниже.

Сравнение — метод научного изучения, с помощью которого устанавливаются сходство и различие предметов и явлений действительности.

Измерение — метод научного исследования процесса определения численного значения некоторой величины посредством определенной заранее единицы измерения.

Исторический подход — метод научного познания, в процессе которого происходит воспроизведение истории изучаемого объекта, явления во всей ее многогранности с учетом всех случайностей.

Логический подход — метод научного умозаключения, посредством которого достигается воспроизведение в мышлении сложного динамического явления в форме исторической теории без учета случайностей и отдельных несущественных фактов.

Моделирование — метод научного познания, основанный на замене изучаемого предмета, явления на его аналог (модель),  содержащий существенные черты и характеристики оригинала.

В экономических исследованиях широко применяется экономико-математическое моделирование, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями и исследуются с помощью ЭВМ (например, транспортные маршруты при автомобильных перевозках грузов).

Абстрагирование — (от лат. — отвлекать) — метод отвлечения, позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития.

Он применяется в экономических исследованиях для перспективного планирования, когда на основании изучения работы предприятий за прошедший период времени прогнозируется развитие отрасли или региона на будущий период.

Конкретизация — метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования во времени и пространстве в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов.

При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития.

Например, перспективы развития отрасли определяются на основании конкретных расчетов эффективности применения новой техники и технологии, сбалансированности трудовых и материальных ресурсов.

Системный анализ — изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему.

В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование.

Этот метод широко применяется в экономических исследованиях при изучении деятельности производственных объединений и отрасли в целом, определении пропорций развития народного хозяйства и т. п.

Единой методики системного анализа в научных исследованиях, к сожалению, пока не имеется.

В практике исследований он применяется путем использования следующих методик:

  • процедур теории исследования операций, позволяющих дать количественную оценку объектам исследования;
  • анализа систем для исследования объектов в условиях неопределенности;
  • системотехники, включающей проектирование и синтез сложных систем в процессе исследования их функционирования
  • (проектирование и оценка экономической эффективности АСУ дорожным движением, технологических процессов на АБЗ и ЦБЗ и др.).

Комплексный анализ — метод всестороннего изучения объекта или явления во взаимодействии с представителями разных наук и научных направлений.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — метод исследования объекта (явления, изделия, процесса, структуры) по его функции и стоимости, применяемый при изучении эффективности использования материальных и трудовых ресурсов.

Важнейшими его принципами являются следующие:

  • функциональный подход при исследовании функций объекта и его элементов с целью наиболее полного удовлетворения заданных требований в выборе путей их реализации;
  • народнохозяйственный подход к оценке потребительских свойств и затрат на разработку, производство и использование объекта;
  • соответствие полезности функций затратам на их осуществление; коллективное творчество, использующее методы поиска и формирования технических решений, качественной и количественной оценок вариантов решений.

Целевой функцией ФСА является достижение оптимального соотношения между потребительской стоимостью объекта и совокупными затратами на его разработку, снижение себестоимости выпускаемой товарной продукции и повышение качества, роста производительности труда.

Формализация — метод исследования объектов путем представления их элементов в виде специальной символики, например, представление себестоимости продукции специальной формулой (математической зависимостью), в которой при помощи символов изображены статьи затрат.

Интересно
Гипотетический метод (от греч. — основанный на гипотезе) основан на научном предположении, с целью объяснения какого- либо явления и требующем проверки на опыте и теоретического обоснования. Он применяется при исследовании новых явлений, не имеющих аналогов (изучение эффективности новых машин и оборудования, телекоммуникационных и мобильных средств связи, себестоимости новых видов товарной продукции и т. п.).

Аксиоматический метод предусматривает использование аксиом, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории. Это относится к использованию известных законов и результатов исследований, являющихся аксиомами научной теории.

Создание теории — это метод обобщения результатов исследования, нахождения общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, а также распространения результатов исследования на другие объекты или явления.

Например, исследование траектории движения различных автомобилей при различных скоростях движения при выполнении маневра обгона.

Наблюдение — метод изучения предмета путем его количественного измерения и качественной характеристики. 

Применяетсяпри исследовании режимов движения автомобилей в различных дорожных условиях, динамики изменения интенсивности и состава движения транспортных потоков и т. п.

Эксперимент — научный опыт, поставленный в соответствии с целью исследования, для проверки результатов теоретических исследований проведенных ранее.

Проводится в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его повторно в заданных условиях, например, проведение измерений интенсивности и состава движения в определенном месте и в определенное время суток.

Экспериментальные исследования также могут проводиться в научной лаборатории с использованием специальной лабораторной установки или без нее (определение прочности образцов асфальтобетона или параметров нефтяных битумов или щебня), в полевых условиях с использованием специальных научных приборов и оборудования (например, измерение скоростей движения автомобилей с использованием секундомеров, измерителей скорости типа «Сокол» и др.).

Все автотранспортные процессы изучаются в условиях непрерывно меняющейся обстановки. Те или иные события могут произойти или не произойти. В связи с этим приходится анализировать случайные, вероятностные связи, в которых каждому аргументу соответствует множество значений функции.

Интересно
Наблюдения показали, что, несмотря на случайный характер связи, рассеивание имеет вполне определенные закономерности. Для таких статистических законов теория вероятностей позволяет предсказать исход не одного какого-либо события, а средний результат случайных событий и тем точнее, чем больше число анализируемых явлений. 

Очень часто применяют методы теории вероятностей и математической статистики в теории надежности, которая в настоящее время широко используется в различных отраслях науки и техники.

Основной задачей теории надежности является прогнозирование (предсказание с той или иной вероятностью) различных показателей — безотказной работы, срока службы и т. д. Она связана с нахождением вероятностей.

Для исследования сложных процессов вероятностного характера с 1950 г. стали применять метод Монте-Карло.

С его помощью в настоящее время решают широкий круг задач, в которых ставят цель отыскать наилучшее решение из множества рассматриваемых вариантов:

  • отыскать наилучший вариант размещения баз, складов, предприятий;
  • определить оптимальное количество автомобилей, обслуживающих объект;
  • уточнить пропускную способность АЗС и др.

Метод Монте-Карло, основан на использовании случайных чисел, моделирующих вероятностные процессы.

Конкретно-научные (частные) методы научного познания представляют собой специфические методы конкретных наук, например технических, геологических, экономических и т. п.

Так, например, методы экономического анализа развились на базе бухгалтерского учета и статистики, они характеризуются взаимопроникновением, выходом за пределы области знания, в рамках которой они сформировались. Методы экономического анализа применяются в научных исследованиях других наук. Следовательно, общенаучные методы исследования применяются во взаимной связи и обусловленности в теоретических и эмпирических исследованиях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)