Интеллект и научное творчество
С давних времен и вплоть до недавнего времени отношение “простых людей” к “людям ученым” было отмечено особой печатью. Их воспринимали как связанных то ли с Богом, то ли с дьяволом, но в любом случае странных и, возможно, опасных.
На них смотрели с надеждой, их превозносили, восхищались их открытиями, переворачивавшими старые представления о мире, да и сам мир, но на них же и возлагали ответственность за многие беды, подозревали в колдовстве и мошенничестве и, в общем, не слишком любили.
К счастью, времена эти отошли в прошлое, однако отголоски такого представления об ученых продолжают жить в обыденном сознании и сейчас.
И она действительно проявила большой интерес к психологическому облику и внутреннему миру ученых, посвятив именно этой проблематике свои первые исследования, хотя, возможно, и сама не смогла полностью избежать влияния сложившихся в отношении ученых предрассудков.
Подавляющее большинство исследований о человеке науки имеет в своей основе единую схему.
Она опирается на несколько допущений:
- главное из них состоит в том, что ученые обладают некоторыми сходными психологическими особенностями, которые специфичны для них и отличают их от представителей всех прочих видов занятий;
- эти особенности необходимы для успешной научной деятельности и являются причиной высоких достижений в науке;
- более и менее продуктивные ученые отличаются между собой по степени развития у них эти свойств.
Значит, задача состоит в том, чтобы с достаточной степенью надежности определить психологические особенности, характерные для представителей научной деятельности, и в дальнейшем использовать эти показатели для раннего отбора будущих ученых, диагностики наиболее перспективных исследователей и других практических целей.
При этом моделью, основным объектом исследования, конечно же, должны стать незаурядные ученые, внесшие ощутимый вклад в развитие науки.
Такова, в общих чертах, была логика подхода к изучению творческой личности, длительное время преобладавшая в психологии науки.
Необходимо было понять, в пространстве каких психологических феноменов следует искать отличительные черты людей науки. Уже первые исследования, относящиеся к психологии науки, обозначили основные направления, в которых велся этот поиск.
Прежде всего взоры исследователей обратились к изучению мыслительных процессов, с помощью которых ученые делают изобретения, получают нетривиальные научные результаты.
Творческий характер работы ученого, который ни у кого не вызывает сомнения, с давних пор связывался с особым – творческим – способом мышления, принципиально отличным от “обычного” мышления и позволяющим в силу своей специфической природы добиваться поразительных результатов в познавательной деятельности.
Но процесс мышления представляет собой реализацию имеющихся у человека умственных способностей. Следовательно, логично было обратиться к изучению “первоисточника” творческого мышления, его предпосылок, заложенных в характеристиках интеллекта – степени его развития и специфической структуре.
Наконец, ученый – это не мыслящая машина, но человек, со всеми присущими ему индивидуально-психологическими свойствами. Может быть, не случайно ходят легенды об одержимости, рассеянности, чудачествах ученых, может быть, именно благодаря этим или каким-то еще качествам некоторым людям суждено стать учеными, а другим – нет, сколько бы они ни старались?
Таким образом, поиск специфических особенностей человека науки осуществлялся параллельно в трех сферах, хотя в разные периоды времени акцент переносился то на одну, то на другую:
- процесс мышления;
- структура интеллекта и уровень его развития;
- собственно личностные черты.
Параллельно с изучением структуры творческого мышления ученых и изобретателей и поиском его отличительных особенностей бурно развивались исследования основного “рабочего органа” ученого – его ума, интеллекта.
В этом случае, сравнивая людей по “количеству ума”, можно отобрать самых умных, которые, вероятно, окажутся и наиболее продуктивными в науке.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу