Характеристика звуков по источнику их происхождения
Производя анализ звучаний акустической среды человека, целесообразно разделить звуки в первую очередь на натуральные и искусственные.
В этом случае к натуральным следует отнести все естественно существующие в окружении человека звуки как биологического происхождения, так и небиологической природы. Это звуки, которые возникают при жизнедеятельности человека или функционировании созданных им технических устройств.
Надо сказать, что вводимое нами понятие «натурального звука» отличается от используемого многими авторами представления. В большинстве работ термин «натуральный» обычно употребляется с целью подчеркнуть, что применяемые в исследовании звуки относятся к звукам естественного окружения человека.
Натуральными в этом смысле являются и синтезированные сигналы, которые получили широкое распространение в практической деятельности человека. Отношение к предметному содержанию этих звуков для определения степени их «натуральности» при этом не рассматривается, хотя из ряда работ прямо следует возможность такого анализа, что мы и покажем в следующей главе.
Среди натуральных звуков биологического происхождения следует разделять биоакустические сигналы человека и биоакустические сигналы животных. Эти сигналы формируются, как правило, специальными органами звукопорождения. В большинстве своем биоакустические сигналы человека и животных выполняют коммуникативную функцию.
Кроме того, у эхолоцирующих животных наблюдается специальное использование звуковых сигналов для ориентации в пространстве. Эти звучания относятся ультразвуковому диапазону частот и недоступны человеческом слуху. Однако человек может услышать многие сигналы, относящиеся к коммуникативным звукам животных.
К натуральным звукам небиологического происхождения относятся всякого рода природные шумы (шум ветра, во- ды и т. п.), шумы, возникающие вследствие взаимодействия человека и животных с окружающей средой, а также технические шумы.
Подчеркиваем, что звуки, производимые искусственно созданными человеком устройствами, мы относим к натуральным, если только pa- бота этих устройств не направлена специально на формирование акустических сигналов.
Особо следует рассмотреть класс музыкальных звуков. Эти звуки исходно являются натуральными, поскольку музыкант обычно использует естественные источники звучания. В то же время некоторые из музыкальных сигналов могут быть отнесены к искусственным звукам, например звучание электромузыкальных инструментов.
Натуральные музыкальные звуки могут быть как биологической, так и небиологической природы. К первой группе относится вокальная музыка. Музыкальными сигналами небиологического происхождения являются звучания большинства музыкальных инструментов.
Отдельно можно выделить так называемую конкретную или экспериментальную музыку, в которой звучания музыкальных инструментов сочетаются с различными природными звуками. Ясно, что характеристики образа восприятия звуков такой музыки будут определяться целым рядом признаков, не свойственных музыке в традиционном понимании.
Здесь необходимо уточнить, почему музыкальные звуки мы относим к натуральным, хотя они и являются результатом целенаправленной деятельности человека по созданию звучании. А. Моль в работе «Искусство и ЭВМ» утверждает, что музыка как таковая в природе не существует.
По его представлению всякая музыка является синтетической, т.е. входит в состав искусственно построенной звуковой среды. При этом процесс сочинения музыки сводится к составлению некоторой комбинации из элементов заданного набора символов. Действительно, в этом смысле музыка является продуктом особой человеческой деятельности.
Однако в нашем исследовании важны не характеристики восприятия музыки как явления культуры, а особенности восприятия музыкальных звучаний. Именно этот момент является основанием для отнесения их к натуральным звукам, характеризующим собой звучания музыкальных инструментов.
Примечательно в связи с этим высказывание А. Моля, приведенное в уже упомянутой работе. «Традиционная музы- ка прекрасно использует инвентаризованные и расклассифи- цированные звуки. Любой музыкант хорошо их знает и легко вызывает в своем воображении. В принципе ему не обязательно даже слышать музыку, которую он сочиняет.
Иначе обстоит дело в экспериментальной музыке. Здесь композитор пользуется звуками новыми, неслыханными в прямом смысле этого слова. Он не только должен располагать звукотекой, но и вы- работать систему обозначений для описания звуков, типологию, которая расставит какие-то вехи в бескрайнем мире звуков.
Классификация нужна не только для отыскания звукового объекта в архиве; она нужна и непосредственно композитору, который не сможет без нее найти этот объект в собственной памяти, не сможет вызвать его в воображении». Иначе говоря, незнакомые звуки, не имеющие четкого предметного содержания, должны быть искусственно «опредмечены» для того, чтобы с ними можно было потом обращаться как с известными.
- Феноменологический подход
- Оценка качества системы пользователем
- Оценка характеристик электронных персональных органайзеров
- Методы исследования эргономичности рабочего пространства
- Эргономика в структуре психологического знания
- Специфика индивидуальной и групповой деятельности операторов в системе СЧМ
- Профессиональная ошибка в деятельности оператора
- Перцептивный опыт оператора
- Деятельность оператора в системе СЧМ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу