Экономика Японии и ее влияние на функционирование мировой экономики
Япония занимает второе место в мире по размеру ВВП. Первое место в мире занимает по производству легковых автомобилей, продукции судостроения, роботов. Япония придерживается экспортно-ориентированной модели развития экономики. Внешняя торговля – традиционная форма МЭО Японии.
Огромное превышение экспорта над импортом – отличительная черта Японии. Оно образуется в основном в торговле с США, Китаем, Южной Кореи. Половина торговых активов связана с США. Население Японии составляет 2,3 % от мирового и оно производит 16% общего мирового ВВП.
Причины высоких темпов роста Японской торговли:
- конкурентоспособность продукции (высокие технологии);
- быстрая смена промышленных моделей;
- относительная дешевизна рабочей силы.
За рубежом Япония реализует 10-20 % ВВП. Ряд отраслей целиком работают на экспорт (80-90 % – кассовые аппараты, магнитофоны и т.д.). Физический объем торговли Японии за 50 лет увеличился в 70 раз, а темпы торговли опережали темпы всей мировой торговли.
Товарная структура экспорта:
- продукция обрабатывающей промышленности составляет 95 % общего экспорта Японии;
- машины, оборудование и транспортные средства связи (76 %);
- химические товары, текстиль.
Японский товарооборот за 2000 год составлял 986 млрд. долл., при этом: экспорт 550 млрд. долларов, импорт – 436 млрд. долларов. Положительное сальдо в торговле 107 млрд. долларов.
Основные экспортные товары:
- легковые автомобили (40 %);
- электроника;
- сталь;
- грузовики;
- видеомагнитофоны;
- суда;
- металлообрабатывающие станки.
Океания и Австралия также экспортируют много сырья в Японию. Япония хочет сократить экспорт за счет увеличения импорта, чтобы избежать перегрева экономики и удовлетворять требования США по устранению дефицита, использую основной закон во внешней торговли 1980 г. «Закон о торговле».
Структура импорта:
- сырье и энергоресурсы – 55 %;
- машины и оборудование – 18 %;
- текстиль – 10 %;
- химическая промышленность – 8 %;
- продовольствие – 5 %.
Опираясь на ресурсы Государственного Банка, Япония оказывает большую помощь коммерческим банкам. Краткосрочное финансирование играет основную роль. Осуществляется государственное страхование экспортной торговли. Экспортерам предоставляются налоговые льготы.
Основные импортные товары:
- сырая нефть;
- нефтепродукты;
- древесина;
- уголь;
- черные и цветные металлы;
- текстильные товары;
- мясо и мясные продукты.
В Японии распространены кейрецу – межфирменные закрытые группы с устоявшимися связями, в которые трудно пробиться.
Географическое направление экспорта:
- Северная Америка – 36,5 %;
- Юго-Восточная Азия – 23 %;
- Западная Европа – 20,5 %;
- остальные – 16 %.
Больше всего Япония использует нетарифные ограничения и требования по стандартизации, особенно относительно производства проводников и полупроводников, коммуникационного оборудования.
Географическое направление импорта:
- Юго-Восточная Азия – 39 %;
- США и Канада – 27 %;
- Западная Европа – 16,5 %.
Централизованное регулирование импорта осуществляется во внешней торговли и промышленности Японии, т.к. Япония – член ВТО, то она должна поддерживать уровень таможенного регулирования в соответствии со стандартами ВТО, т.е. размер пошлин 3-3,5 %.
Существуют импортные квоты. Рынок Японии более закрыт. Здесь есть специфика – корпоративный дух, сотрудничество между правительством и деловыми кругами (хотя товароконкуренция не ослабляется). Японские компании устанавливают между собой хозяйственные связи, особенно субподрядные контракты. Эти связи ведут к долгосрочному сотрудничеству, т.к. обеспечивают бесперебойные поставки.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу