Арт-терапия и ее виды

«Арт-терапевтический метод психокоррекционного воздействия – это метод, построенный на использовании искусства как символической деятельности и основанный на стимулировании креативных творческих процессов».

Интересно
О. А. Карабанова выделяет два механизма коррекционного воздействия – реконструирование ситуации и нахождение выхода из нее и эстетическая реакция катарсиса. «Основная цель арт-терапии состоит в гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания».

По М. В. Киселевой арт-терапия – относительно новый метод психокоррекции, метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства. Арт-терапия имеет три формы – активную (создание), пассивную (рассматривание) и смешанную. Этапы работы арт-терапевта и клиента подробно описаны М. В. Киселевой.

По определению Л. Д. Лебедевой арт-терапия – самостоятельная область теоретических знаний и практической работы. Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Говоря официальным научным языком, арт-терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется:

  • комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;
  • многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;
  • относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);
  • способностью к интеграции, трансформации.

Далее рассмотрим различные определения категории «арттерапия»:

  • Во-первых, это динамическая система взаимодействия между участником (ребенком, взрослым), продуктом его изобразительной творческой деятельности и арт-терапевтом (психологом, педагогом) в фасилитирующем арт-терапевтическом пространстве.
  • Во-вторых, арт-терапия может рассматриваться в качестве терапевтической процедуры на основе изобразительного творчества.
  • В-третьих, это здравоохранительная инновационная технология.

Показаниями для работы с детьми и педагогическим коллективом являются:

  • негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;
  • трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;
  • переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
  • неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, враждебность к окружающим.

Арт-терапевтические занятия эффективны при трудностях в обучении, в работе с аутичными детьми, с взрослыми, имеющими негативные переживания или опыт. И. Ю. Левченко считает, что «Арт-терапия – это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений». Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством.

Основными факторами психотерапевтических воздействий по А. И. Копытину в арт-терапии являются:

  • фактор художественной экспрессии, который связан с выражением чувств, потребностей и мыслей клиента посредством работы с различными изобразительными материалами и создания художественных образов;
  • фактор психотерапевтических отношений. Психотерапевтические отношения представляют собой открытую «живую» систему, включающую в себя в качестве основных элементов клиента, психотерапевта и изобразительный материал/продукцию;
  • фактор интерпретации и вербальной обратной связи, основной задачей которого, является помощь клиенту в осознании различных содержаний своего внутреннего мира и их связи со своими проблемами и системой отношений.

М. Бетенски отмечает, что «Довольно часто клиенты или сопротивляются самовыражению, или действительно неспособны выразить словами свои чувства и мысли. Арт-терапия предлагает им способ невербального самовыражения посредством художественных материалов, что открывает каналы вербальной экспрессии».

И. Ю. Левченко указывает также на необходимость сочетания арт-педагогики (художественной педагогики) и арт-терапии. А. И. Копытин считает, что художественное творчество связано с сочетанным воздействием трех факторов: экспрессии, коммуникации, символизации.

А. А. Осипова выделяет цели арт-терапии, среди которых: дать выход агрессивности и негативным чувствам, облегчить процесс лечения, получить информацию о клиенте, проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять, наладить отношения между психологом и клиентом, развить чувство внутреннего контроля, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах, развить художественные способности и повысить самооценку.

Также А. А. Осипова выделяет две формы арт-терапии – активную (создание продукта) и пассивную (просматривание, прослушивание). Занятия могут быть структурированными (тема задается психологом с последующим обсуждением), и неструктурированными (клиент сам выбирает тему и материал).

Интересно
Существуют различные варианты использования метода арт-терапии – использование произведений искусства, их анализ и интерпретация клиентами, побуждение клиентов к самостоятельному творчеству, имеющееся произведение искусства и самостоятельное творчество клиента, творчество самого психолога (рисование, лепка), направленное на установление взаимодействия с клиентом.

К средствам арт-терапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и ткани, плетение, шитье, выжигание. О. А. Карабанова отмечает, что в арттерапии в основе побуждений к созданию продукта (рисунка) лежит стремление клиента выразить свои чувства, разобраться в себе, потребность вступить в контакт, стремление к исследованию и конструированию мира.

Проективные графические тесты («рисуночные тесты») являются, с точки зрения Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «весьма перспективными в психологической практике». Такая работа не вызывает сопротивления у клиента, способствует быстрому налаживанию контакта с психологом, результаты «менее подвержены контролю сознания, и, следовательно, их информативность и имеет особую цену».

Интерпретация рисунков может осуществляться на основе клинического, исследовательского и психологического подхода. Рассмотрим более подробно психологический подход, ориентированный на помощь в решении актуальных проблем клиента. В соответствии с ним, психолог предлагает клиенту тестовое задание, которое поможет собрать недостающую информацию и выявить не только проблему, но и скрытые ресурсы клиента, при помощи которых эту проблему можно будет решить.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет задания свободные (свободный рисунок, спонтанный рисунок, мое настроение, самоощущение в данный момент, рисунок с закрытыми глазами) и тематические традиционные и нетрадиционные.

Традиционные задания, в свою очередь подразделяются на личностные (человек, автопортрет, дерево, дом, конструктивный рисунок человека из геометрических фигур, несуществующее животное, картина мира, дом-дерево-человек) и семейные. К семейным тестам-рисункам относятся рисунок семьи, кинетический рисунок семьи, домдерево-человек (в данном варианте дом символизирует мать, дерево – отца, человек – автора рисунка), семья в образах, семья в образах животных, метафорический рисунок семьи.

Нетрадиционные задания подразделяются на символическую и моделирующую группы. «В «символическую» группу входят задания, связанные с символизацией некоторого психического процесса. Например: «Во что бы меня заколдовали», «В кого бы меня превратил Добрый Волшебник», «Каким я вижу себя в зеркале», «Каким меня видят другие».

В «моделирующую группу входят задания, связанные с сознательным моделированием некоторой ситуации или будущего: «Моя жизнь через три года», «Карта моей жизни», «Карта сказочной страны», «Мудрец на краю Вселенной» и другие. Показатели и критерии анализа рисунков приведены в трудах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Л. Д. Лебедевой.

Индивидуальную и групповую формы арт-терапии рассматривал в своих трудах А. И. Копытин. Развитию индивидуальной арттерапии способствовал психодинамический подход, при котором изобразительная деятельность человека рассматривается как инструмент исследования его бессознательного. Индивидуальная арт-терапия может проводиться в течение достаточно длительного времени (несколько месяцев, лет), при этом нежелательно внезапное прекращение работы с клиентом, если он не готов самостоятельно определять свои проблемы и находить пути их решения.

И. И. Мамайчук отмечает, что индивидуальную форму психологической коррекции выбирают, если проблемы ребенка носят индивидуальный, а не межличностный характер; если ребенок отказывается работать в группе; если выявлены высокая тревожность, страхи, неуверенность в себе, имеет тяжелые формы психических и физических нарушений.

Групповая форма работы направлена на «целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы в коррекционных целях». Групповая арт-терапия представляет собой взаимодействие клиента с другими участниками группы и самостоятельную изоб-
разительную деятельность.

Есть несколько вариантов групповой арт-терапии:

  • студийная открытая группа (преимущественно неструктурированная);
  • аналитическая закрытая группа (разная степень структурированности);
  • тематически ориентированная группа (разная степень открытости и структурированности).

Группе даются темы для индивидуальных или групповых заданий, время работы распределяется примерно следующим образом. Введение и «разогрев» 10-25 времени сессии, изобразительная работа – 30-40%, обсуждение и завершение 35-40% времени сессии.

Этап изобразительной работы предполагает выбор темы и ее последующую разработку с помощью изобразительных приемов. Темы предлагаются арт-терапевтом в зависимости от состава группы. А. И. Копытин предлагает для работы с группами детей, имеющими проблемы в поведении или эмоциональной сфере, такие темы, как «Жизнь на необитаемом острове», «Джунгли», при работе с группой детей и родителей – «Совместный проект», «Разговор».

Также в групповой арт-терапии могут быть использованы следующие задания:

  • Задание 1. Добавить элемент в чужой рисунок, рисунок проходит через всех участников группы и возвращается к автору.
  • Задание 2. Группе предлагается вырезанный из бумаги круг, разделенный на части по количеству участников группы. Им предстоит сначала решить, что это будет – торт или пицца. Затем каждый украшает свою часть работы.

По желанию можно работать всем вместе, можно разрезать на кусочки. По завершении работы каждый участник говорит: «Я угощаю своим кусочком пиццы (торта)…» и называет имя участника группы. Таким образом в группе можно выявить лидеров, но основная цель данного задания – налаживание взаимоотношений в группе.

Групповая форма психологической коррекции включает в себя целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы в коррекционных целях. Психокоррекционная группа представляет собой искусственно созданную малую группу, которая выступает как модель реальной жизни.

Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих самосознания:

  • самопознание (когнитивный блок);
  • отношение к себе (эмоциональный блок);
  • саморегуляция (поведенческий блок).

Задачей когнитивного блока является: осознание ребенком и подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов. Возраст детей не играет определяющей роли при отборе в группу, особенно когда в коррекции участвуют дети с психическим недоразвитием или задержанным развитием. В таких группах разница в возрасте может варьировать от 2 до 5 лет. В группах детей с эмоциональными проблемами (дисгармоничное развитие, диспропорциональное развитие и пр.) желательно, чтобы возраст участников группы был приблизительно одинаков.

Групповую психокоррекцию детей с проблемами в развитии рекомендуется проводить в малых группах (4-7 человек). Микрогруппы численностью 2-3 человека в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с психическим недоразвитием, с аффективными проблемами и поведенческими нарушениями. Для группы с частотой занятий 1–2 раза в неделю рекомендуется состав из 2-7 человек.

К арт-терапии относят изотерапию (рисуночная терапия), визуальную (терапию образами), медитативное рисование, мультимедийную (интегративную) арт-терапию (арт-драма). Интегративный подход в арт-терапии предполагает применение техники направленной визуализации, которая заключается в направлении воображения клиента в определенное русло (прогулка по лесу, розовый куст, волна). Этапы работы – настройка на путешествие, рассказывание или чтение истории, состоящей из начала, кульминации и завершения. По возвращении из мысленного путешествия клиент описывает или изображает свои впечатления, далее следует обсуждение работы.

А. А. Осипова выделяет среди методов арт-терапии музыкотерапию эмоциональные отклонения, страхи, двигательные и речевые расстройства, коммуникативные и поведенческие проблемы.

Арт-терапевт подбирает музыкальные произведения в соответствии с настроением клиента, учитывает воздействие музыкального ритма на физиологические процессы. Музыка способствует установлению контакта между арт-терапевтом и клиентом, облегчает эмоциональное отреагирование в ходе коррекционной работы. К психологическим механизмам музыкотерапии относят катарсис, понимание собственных переживаний, облегчение формирования новых установок.

Активная музыкотерапия предполагает музицирование, исполнение (вокалотерапия) с последующим обсуждением в группе, и прослушивание произведений. Музыкотерапия в работе с детьми может быть направлена на распознавание эмоций, включать в себя пантомиму и рисование под музыку.

Интересно
Библиотерапия предполагает подбор и чтение книг, отображающих проблемную ситуацию и помогающих в поиске путей ее решения. При выборе книги для клиента учитываются доступность (степень сложности) для восприятия, сходство героя и описываемой ситуации в целом с реальной. Клиент ведет читательский дневник, записи в котором потом анализируются.

Библиотерапия может применяться как основной метод, в таком случае список книг расширяется, и как дополнительный, при решении эмоциональных проблем и отношений в семье. При групповой библиотерапии группа подбирается по уровню начитанности и сходству интересов.

Танцевальная терапия используется в основном в групповой работе, направлена на осознание возможностей собственного тела, установление связи чувств и движений, невербальную коммуникацию, раскрепощение клиента. Музыкальное сопровождение подбирается таким образом, чтобы звуки музыки не мешали получать удовольствие от самих движений.

Проективное рисование помогает клиенту осознать свои проблемы, темы рисунков охватывают как прошлое-настоящеебудущее, так и отношения между людьми. Выделяют такие типы заданий как предметно-тематические, образно-символические, упражнения на развитие восприятия, воображения, с изобразительными материалами, задания на совместную деятельность. «Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру».

Сочинение историй (рассказов, сочинений, дневниковых записей) помогает клиенту освободиться от переживаний, в работе с детьми может быть использован метод «общего сочинения историй» ребенком и взрослым, при котором сочинять начинает ребенок, а продолжает взрослый, предлагая рациональные способы разрешения проблемы. Метод можно использовать в групповой работе с взрослыми (обсуждение сочинений) и с детьми, которые по очереди сочиняют начало, продолжение, кульминацию и развязку с последующим совместным анализом.

Сказкотерапия помогает подготовиться к сложной ситуации, осознать свои проблемы. Сказки можно сочинять, переписывать, проигрывать эпизоды, обсуждать действия персонажей. Сказкотерапии большое внимание уделяет Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, сказкотерапии в работе с детьми посвящены труды Р. М. Ткач, Л. Д. Коротковой.

Куклотерапия выделяется А. А. Осиповой как частный метод арт-терапии. Кукла в работе с детьми используется при разрешении проблемных ситуаций, эмоциональных травмах, проблемами в поведении, работе со страхами, заиканием. Используются разнообразные виды кукол (пальчиковые, перчаточные, теневые), которые ребенок может изготовить самостоятельно и потом работать с ними.

Психогимнастика в узком значении понимается как упражнения, этюды, направленные на невербальную коммуникацию в группе. В широком смысле это курс специальных занятий, каждое из которых начинается с подготовительной части (упражнения на внимание, снятие напряжения, взаимопомощь), далее следует пантомимическая часть, в которой участники группы выбирают тему и представляют ее. Заключительная часть занятия – обсуждение. Психогимнастика, разработанная Г. Юновой, представляет собой модификацию театра психодрамы Я. Морено. Психогимнастика для детей младшего школьного возраста разработана М. И. Чистяковой.

Интересно
М. В. Киселева относит к арт-терапии изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, игровую терапию, песочную терапию, фототерапию. На занятиях по песочной терапии можно рисовать на песке, наблюдать, как он пересыпается, строить из песка, погружать руки в песок, развивать мелкую моторику («ходить», «прыгать» пальцами по поверхности песка), использовать игры («Найди, что спрятано»).

Игровая терапия помогает клиенту выразить свои переживания через игру и найти способ решения проблемы в активной деятельности с игрушками, различными материалами, во взаимодействии с членами группы. В работе с детьми применяется гуманистическая игровая терапия и сказочная игротерапия. А. И. Копытин относит к арт-терапии создание мандал, талисманов, ассамбляжей, работу с песком, телесно-ориентированные арт-терапевтические техники (техника жестового рисования).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)